Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Каким будет наш ребенок? (ч.2)

Если дети чересчур сдержанны и «примерны», ни к чему не проявляют интереса, не знают, чем заняться, надо подумать, как пробудить их активность, как научить их самостоятельно находить себе занятия. И тут недостаточно телевидения, пластинок и магнитофонов. Надо внимательно наблюдать, к каким видам деятельности тянется пока еще слабая нить интереса ребенка, к чему он присматривается, с кем общается. Прежде всего следует пробудить у него потребность рассказывать о том, чем он сегодня занимался, что ему понравилось.

Если мы хотим сформировать у ребенка четкую жизненную позицию, мы должны приобщать его к семейным и общественным проблемам — разумеется, в соответствии с возрастом ре-бенка и под компетентным педагогическим руководством. Так вырабатываются черты характера, утверждается шкала моральных оценок. Все, что происходит в семье, так или иначе, влияет на нравственное становление личности. В семье, например, вполне может возникнуть ситуация, когда после общего обсуждения ребенку на время сокращается или вовсе прекращается выдача карманных денег, если семье предстоят большие расходы. Бывает, что на день рождения ребенок получает подарок не такой, какой он ожидал. Если надо, шестнадцатилетний должен отводить младшего брата в детский сад, развешивать белье и даже стирать пеленки, — пусть эти занятия не всегда найдут понимание у его школьных товарищей.

Относится ли все это к воспитанию характера? Да, потому что реакция детей, их понимание и поддержка или, наоборот, противоречие и противодействие не только показывает роди-телям, каковы их дети, но и дает им знать, где надо приложить усилия, что надо объяснить, что тренировать и развивать, чтобы привить детям ответственность, предупредительность, готовность помогать другим и что надо делать, чтобы закрепить эти качества как черты характера.
Как правило, члены семьи чувствуют свое единство в радости и горе. В семье существует как бы «круговая порука» в хорошем смысле этого выражения. Этой общностью определя-ется образ мыслей и способ поведения всех членов семьи, и особенно детей.

Если родители придерживаются отсталых взглядов, отвергают моральные ценности и нормы поведения нашего общества, то это часто сказывается отрицательно на воспитании характера детей. Показательна в этом случае, например, такая семейная сцена:
субботний день. В комнату входит мать. Дочь накрывает на стол, отец хлопочет на кухне. Звонок.

Отец: Ага, их величество сын явились. Можно, наконец, обедать.

Мать: Ну почему он всегда звонит! У него же есть ключи.

Дочь: Глубокоуважаемый брат желает садиться только за накрытый стол. Пока он поднимется по лестнице, все будет готово. Если мы все так будем...
Дверь открывается. Сын (16 лет) входит в комнату.

Сын: Привет! Обед готов? Что там у нас сегодня? Есть хочу, ребята, — просто ужас! Сейчас только быстро вымою руки, и можно начинать.

Мать: Умывайся, только не развози опять грязь в ванной. А потом открой, пожалуйста, банку с компотом! Хоть что-то ты можешь сделать.

Отец: Ну почему сразу же надо ругаться? Мальчик только что вошел. В конце концов он тоже не бездельничал, Мать: Ну и мы не сидели сложа руки. Ведь так? Дочь: Ну, что сегодня было в школе? Контрольную писали по истории? Туговато пришлось?

Сын открывает банку с компотом. Все садятся за стол. Отец: Приятного аппетита!

Сын: Этот сегодня совсем взбесился! Такой бред спрашивал! Ну зачем мне все это нужно!

Мать: Это еще что? Ты что, не написал контрольную? Ты же знал, что она сегодня будет. И как раз по истории, где у тебя и без того дела не блестящие. Не мог как следует подготовить-ся?! Экзамены, между прочим, не за горами. И ты прекрасно знаешь, что тебе нужна приличная отметка в аттестате. Сын: Спокойно, без паники! Это дело мы провернули. Знаешь, как? У меня — конечно, совершенно случайно — в столе был учебник. Старик, понятное дело, не врубился. Отец: Ну, как ты говоришь о своем учителе! Дочь: Что? Списал? Очень на тебя похоже! А еще изображаешь из себя примерного ученика.

Отец: Ничего страшного. Что, работа была такая трудняя, что без учебника нельзя было обойтись?

Сын: Да ничего там такого не было. Просто повылетело все из головы. Хотя я вчера и полистал эту чушь. Но вопросы были такие идиотские!

Мать: Ну что же, конечно, ты не перетрудился! И в школе у тебя в голове все что угодно, кроме занятий! Будем опять у тебя уроки проверять, как в первом классе!
Сцена следующая. Отец и сын в комнате, мать и дочь на кухне моют посуду.

Отец: Конечно, это было не совсем правильно, сынок. Ну да ладно, эти женщины вечно носятся со своей моралью! И все-таки тебе надо взяться за учебу, даже если ты не пойдешь в институт!

Сын: Ну, отец, такая маленькая контрольная! Как будто это так уж важно! Но я с женщинами не спорю, а жизнь еще покажет, кто прав...
Сцена следующая. Прошло несколько дней. Сын обегает в квартиру, размахивая папкой,

Сын: Ну, что скажешь, сестричка? Четверку отхватил! Списывать не так уж ПЛОХО, как видишь. Только не надо попадаться. А наши карьеристы, Кай и Фред, побоялись пришпориться. И ЧТО? Что они с того имеют? Еле натянули на тройки. Пай-мальчики ужасно разочаровали историка.

Сестра: Обманул! Вот и видно опять, как несправедливо устроен мир.

Мать: Я с ней согласна. А ведь ты без конца слушаешь об этом песни и эту, где поется «Хочу остаться честным...». Стоит сестре иногда сказать неправду только потому, что она не хочет тебе говорить, что идет в дискотеку, — и ты читаешь ей нотации, а сам как поступаешь? Я думаю, на следующем родительском собрании мне придется выступить... Отец: Потише, не преувеличивай. С одной стороны, ты права, по честность это широкое понятие. Есть самые разные точки зрения. В жизни нельзя без компромиссов.

Дочь: Ну, папа, вот уж не ожидала, что ты так думаешь. Мама совсем другая!

Сын: Ох, да что же случилось? Что вы подняли переполох? Господи, это же всего-навсего контрольная, ну что тут такого? Я же был такой не один, но только у меня, по крайней мере, хватило честности вам все рассказать.

Разве здесь речь идет только о честности? Конечно, нет! Спрашивается, например, почему отец всегда берет сына под защиту?
Что должна обо всем этом думать дочь? Какое мнение сложится у нее об отце и брате?

Не будет ли сын в дальнейшем кое-что скрывать от матери и обращаться скорее к отцу, поскольку тот дает ему более удобные советы? Как отразится на поведении детей разница в родительских требованиях? Будут ли дети воспринимать всерьез разговоры о трудолюбии, добросовестности, искренности, справедливости и скромности, если у них накопится подобный опыт?
Возникает много вопросов повседневной морали, и это даже в такой обычной семейной ситуации. Каждый ребенок переживает бесчисленное количество таких или подобных ситуаций — конечно, не только в семье — и все эти переживания отражаются на его развитии. Всю жизнь окружающий мир прямо или косвенно, сознательно или неосознанно влияет на человека. Так, у родителей в изображенной семейной сцене, разумеется, не было намерения за обедом воспитывать детей. Это получилось само собой.

Продолжение

Реклама: