Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Каким будет наш ребенок? (ч.3)

Дети и подростки тоже часто оказываются в положении, когда они могут педагогически воздействовать на других и таким образом на самих себя. Вот наш ребенок замечает, что товарищ по классу «что-то прихватил» в универсаме. Вмешаться ему или нет? И как он должен это сделать? Возникает ситуация выбора, которая предоставляет ребенку различные возможности поведения. Как сделать морально правильный выбор? Если он заговорит с товарищем и посоветует положить украденное на место, невзирая на опасность прослыть «трусом» или «плохим другом», то в его поведении проявится настоящий характер. Если же ребенок только осуждает поведение товарища и сам никогда не сделает ничего подобного, но не находит в себе мужества высказать открыто свое осуждение, то у него, конечно, правильная моральная позиция, но недостаточно воспитан характер.

Нравственное воспитание дает нашим детям знания о том, какие взгляды, ценности, идеи и моральные нормы являются хорошими, прогрессивными, прекрасными или, наоборот, плохими, реакционными, уродливыми. Но дети должны одновременно учиться вести себя соответствующим образом, т. е. применять свои знания в повседневной жизни, а для этого нужны сильная воля и четкая нравственная позиция. Жизнь ежедневно испытывает характер. Многие, на первый взгляд такие ясные, черты характера могут оказаться как по-ложительными, так и отрицательными. Возьмем, например, доброту и сердечность человека. Чаще всего эта черта характера проявляется в готовности понять, помочь, уступить. Конечно же, мы хотим привить это качество нашим детям. Но иной добренький человек понимает и прощает абсолютно все. В политических вопросах такое поведение таит в себе опасность стать чересчур доверчивым и, может быть, подвергнуть риску самое дорогое. Каждый школьник знает немало подобных примеров из истории.
Или твердость, которая также становится чертой характера.

Если это твердость, проявленная к врагу или в критической ситуации, то она морально оправдана. По отношению к друзьям и товарищам твердость может обернуться бесцеремонностью или даже жестокостью, и тогда она предосудительна.
Трех- или четырехлетний ребенок говорит: «Папа и мама хорошие», «Волк плохой, потому что съел бабушку и Красную Шапочку», «Нельзя бить кошку, это несправедливо». Моральные оценки у него привязаны к живым людям или сказочным персонажам. При этом неважно, что звери не могут быть хорошими или плохими, что мораль может проявляться только в человеческих отношениях. Однако и через знакомство с миром Животных, сказками и фантастическими историями подготавливаются и формируются нравственные суждения ребенка.

Нравственные знания ребенок сначала получает «между прочим», в процессе социального обучения. Он знакомится с людьми, которые ему нравятся или не нравятся. Он встречается с «хорошими» и «не очень хорошими» школьными товарищами. Он чувствует, кого одноклассники уважают, и соглашается или не соглашается с их мнением. Постепенно моральные оценки начинают все более отчетливо сказываться в его собственном поведении. Ребенок попадает в так называемые альтернативные ситуации, когда он может по-разному вести себя: может помочь товарищу или старой женщине, а может отказать в помощи, может остаться честным или нечестно получить хорошую отметку. Он может просто присоединиться к большинству, даже вопреки своим убеждениям, а может отстаивать разумную точку зрения в коллективе.
Если ребенок нарушает моральные нормы, он обычно быстро понимает, что поступил неправильно. Мы слышим: «Я ведь знаю, что так нельзя. Я не хотел, но когда все стали шуметь, не мог, же я один сидеть тихо» или «...тогда я уже не могу по-другому и забываю, что хотел быть хорошим». Ребенок и подросток сознательно или бессознательно приспосабливается к нормам поведения в своей группе, даже если эти нормы противоречат принятым в родительском доме и его собственным. Такого рода единство — не цель нашего воспитания. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок зрело взвешивал последствия своего поведения, чтобы он вел себя в соответствии с нашими общественными моральными нормами.

Наши дети рано начинают оценивать поведение старших и подражать ему. Даже и в юношеском возрасте они все еще ожидают от взрослых однозначного, ясного и последовательного поведения. Ребенок школьного возраста еще не способен постичь многослойность человеческого поведения и его мотивов.
Из того, что он видит или узнает, ребенок делает общий вывод о человеке. Тот может быть хорошим или плохим, а среднего для ребенка не существует.

Для того чтобы характеризовать ребенка, важно определить, какой смысл вкладывается в понятия хороший и плохой, какой опыт связан с этими словами. Сначала ребенок узнает своих хороших родителей, хорошую тетю и хороших друзей родителей. Но одновременно он слышит истории о злых ведьмах, о злом и непослушном Филиппке. Уже в дошкольном возрасте он соприкасается с общественными проблемами. Он узнает о войне и о плохих людях, которые хотят войны, но все-таки больше о тех добрых людях, которые не дают развязать войну и защищают нас всех.

Продолжение

Реклама: