Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Каким будет наш ребенок? (ч.4)

Такие понятия, как честность и лживость, порядочность и подлость, прилежание и лень, возникают в понимании ребенка, когда он смотрит кинофильмы или пьесы, когда он слушает рассказы взрослых, но прежде всего в ежедневной обычной жизни. Даже если эти понятия поначалу довольно просты и односторонни — они со временем углубляются и становятся более реалистичными, когда ребенок начинает учиться в школе. И постепенно он понимает, что все это не просто слова, обозначающие поведение взрослого или ребенка, но слова, которые мы употребляем, говоря о поступках людей, представляющих особые миры, социальные классы. И тогда недалеко то время, когда ребенок поймет, что и он, и его родители живут и работают не для себя, а являются частью большого, прогрессивного — значит, хорошего — общества.

Когда дети видят, что некоторые их одноклассники не хотят учиться, хотя учиться — это хорошо, тогда в них созревает мысль о том, что хорошее не всегда побеждает быстро. Когда же они видят, как другие ученики нарушают порядок в классе, который только что они убрали образцово, тогда они сердятся. Им хочется «разобраться» с такими учениками, встать на защиту добра. Родители и учителя должны помочь им найти правильную форму для этого. Для того чтобы вступить в конфликт с другими людьми и защитить моральные нормы, нужен характер, нужно мужество.
Дети только тогда осознают смысл того, что нравственно в лучшем значении этого слова, когда начинают спрашивать о том, кому полезен или вреден данный поступок. Это относится к простейшим нравственным воззрениям, ценностям, идеалам и нормам — и еще более к таким, которые прямо обусловлены в своих сущностях и формах общественными классами.

Дети уже в начальной школе понимают, что есть классовая борьба, потому что существуют враждебные и противоборствующие классы. В средней школе они узнают, почему Маркс назвал революции «локомотивами истории». Они узнают, что многие идеологи, хотя и не в состоянии отрицать классовую борьбу, но считают ее устарелой и ненужной.
Но чтобы ученики восприняли теоретический тезис о борьбе прогрессивных классов за благо всего человечества, надо побуждать их думать о том, что они сами могли бы сделать для общества сейчас или позже, исходя из правильных позиций. Начав рассуждать, они поймут, что средства массовой информации в странах капитала, принадлежащие классовому врагу, делают все, чтобы извратить факты. Они осознают, что газеты и журналы Запада стараются изобразить свой мир таким, как, будто в нем нет эксплуатации трудящихся господствующими классами. Каждая семья должна последовательно формировать в ребенке, заботясь о его нравственной чистоте, четкую Классовую позицию относительно той информации, что распространяется радиостанциями, интернетом.

Уже в тринадцать или четырнадцать лет подросток понимает, что общественные условия могут превратить человека в безнравственного и бесчеловечного. Но он осознает одновременно, что человек не пассивен перед обстоятельствами, что его безнравственные действия зависят во многом от него самого. Знание, полученное подростком на уроках, конечно, далеко не полип, но все-таки развивает в нем способность проникать в суть вещей и познавать причины и мотивы человеческих поступков. Родители могут способствовать развитию этих способностей, Задавая детям вопросы и тем самым побуждая их думать, на-пример: «Почему тот или иной человек поступил так, а не иначе?», «Что мог думать об этом тот или иной литературный герой, герой фильма или телеспектакля?», «Как мы бы поступили в подобной ситуации?»
Отвечая на эти вопросы, дети и подростки сообразуются не только с разумом, но и с чувством. Стихийно, сразу они принимают сторону одних и обвиняют других. Часто приходится просить их, чтобы они подумали еще и проверили, правильно ли их решение. У них должна развиться привычка обдумывать социальные последствия всех поступков.

Дети учатся не только на уроке. Есть многие другие пути, помогающие им усваивать нравственные понятия. Внимательное отношение к жизни позволит родителям расширить свой опыт воспитания детей, развить в них способность оценивать поступки с точки зрения их нравственного содержания. Это долгий процесс. Семья может участвовать в нем различными способами. Для большинства родителей само собой разумеющимся является то, что они поступают в соответствии со своими словами. Они стараются, чтобы и дети поступали так же. Если они не упускают возможности для того, чтобы исправить свои ошибки, показывают это своим детям и учат их поступать так же - таким образом, они, безусловно, способствуют социалистическому воспитанию в семье. Поскольку дети в подростковом возрасте часто проявляют максимализм в своих оценках, то они не всегда могут понимать своих более умеренно высказывающихся родителей. Задачей же родителей является в такой ситуации поддержать обостренное чувство справедливости у их детей, но при этом обратить их внимание на то, что поступки людей часто противоречивы, помочь детям вникнуть в суть противоречий, научить их отличать истинное от мнимого. Так подросток с помощью родителей научится лучше оценивать поступки других людей. Он будет воспитывать себя в соответствии с принятой шкалой нравственных ценностей и найдет эффективные способы применить воспринятые нравственные принципы в жизни.

От нравственных качеств человека зависит и его самооценка. И совсем не все равно, видит ли человек себя таким, каков он есть, знает свои слабости и готов бороться с ними — или говорит о себе: «Я прекрасен, я мудр, я хороший и сильный. И все это я сам в себе обнаружил» (С. Й. Лец).
Задача воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку совершать те поступки, которые будут способствовать его собственному развитию так же, как развитию общества.

Нравственные принципы — фундамент, на котором строится характер. Только на их основе жизненные ощущения подростка могут быть переработаны так, что они, совместно с принципами, действенно повлияют на его поведение. Именно поведение и поступки человека обусловливают его отношения с окружающими, с коллективами, в которых он действует, с обществом. Действия и поступки людей обусловливают характер человека и одновременно сами обусловлены нравственными ценностями, воззрениями и нормами общества.
В становлении характера важную роль играют и чувства человека. Чувства представляют собой особый вид познания. В них находит выражение удовлетворение или неудовлетворение достигнутым и недостигнутым. Сообщение о том, что нам близко, вызывает чувство радости и удовольствия или печаль и сожаление. Есть люди, которые блестяще владеют своими чувствами. В некоторых жизненных ситуациях это необходимо и неплохо, но в других может привести к лицемерию и нечестности.

Конечно, каждый нормально развивающийся ребенок учится постепенно владеть собой, ибо он осознает достаточно быстро, что не всегда можно и нужно выражать свое неудовольствие и мнение, возникшее на основе чувства. Именно это особенно трудно для детей.

Нравственно значимыми являются те чувства, в которых находит выражение отношение наших детей к другим детям, подросткам и взрослым, к их жизни и деятельности. Эти эмоции, в свою очередь, влияют на подобные отношения. Нельзя иметь хорошие отношения с другим человеком, не вкладывая в это душу. Подростки нередко стесняются открыто выражать чувства в своей среде. Иногда они ведут себя так, как будто им неведомы сострадание и любовь, хотят показать, что их ничто не трогает. Внешне они могут быть грубыми и высокомерными даже тогда, когда в душе они легко ранимы и восприимчивы к обиде. Класс, пионерский отряд, комсомольская группа, рабочий коллектив, спортивная команда, круг друзей — все общности олицетворяют в себе общественные нравственные принципы, воззрения и нормы, которые влияют на подростка. Это сказывается и на формировании и проявлении эмоций в коллективе, дружеской группе.
Чем старше ребенок, тем сильнее воздействие на него выработанных привычек, уже усвоенных нравственных принципов. Нравственные принципы усваиваются все более и более систематически, целенаправленно влияя на эмоциональное развитие ребенка. На основе знаний и опыта, почерпнутых ребенком из существующих отношений, в которых большую роль играют чувства, возникают его оценки и воззрения. Оба столпа воспитания— усвоенные знания и практическая деятельность — становятся все прочнее. Убеждения, чувства и обусловленные ими способы поведения постепенно отшлифовываются и закрепля-ются в ежедневной оценке родителей, проверке в конфликтных ситуациях, в преодолении проблем и трудностей. Каждое здание нуждается в постоянном уходе, чтобы оставаться прочным и красивым — это касается и того здания, что возникает в процессе воспитания, потому что речь идет о живом человеке, который должен учиться воспитывать себя сам и влиять на других.

Реклама: