Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Ребенок и окружающие (ч.1)

Как часто мы оцениваем наших коллег по тому, насколько хорошо они «вписываются» в коллектив, насколько много они думают о себе или о других, насколько внимательны они к мнению коллектива. Ни один человек не живет на свете сам для: себя. Каждый есть звено в цепи социальных и межчеловеческих отношений, и чем человек старше, тем сильнее его влияние на других.

Человек не может существовать без других людей, поскольку он не только биологическое, но одновременно и прежде всего общественное и тем самым склонное к общению существо. Он нуждается не только в наставлении и любви своих родителем, но также и во внимании и оценке многих своих современников; ему нужно общение со многими. Одна из основных потребностей человека — потребность в социальном контакте, в гармоничных отношениях с другими людьми. Рассказывают, что кайзер Фридрих II Гогенштауфен лишил возможности слышать человеческую речь целую группу новорожденных и маленьких детей — таким образом он хотел открыть «первичный язык» человечества. Кормилицам и нянькам было приказано «кормить детей грудью, кормить их и мыть, но ни в коем случае не ласкать их и не говорить с ними». Но План кайзера не удался, ибо дети умерли. Они не смогли жить Сим ласковых улыбок и голосов тех, кто за ними ухаживал. Так написано в хронике тринадцатого века. Дети умерли от недостатка человеческого отношения к ним. Были попытки подобных же бесчеловечных опытов и в последующих столетиях. Все эти опыты имели один ужасный конец. И это доказывает, что общение с другими людьми, с внешним миром нельзя заменить ничем. Бывали попытки оградить детей от «соблазнов греховного мира», «поднять их на более высокую ступень нравственности», воспитать их более «зрелыми и близкими к богу»— в отрыве от других. Но дети вырастали не «нравственно совершенными», а скорее эгоистичными, чуждыми жизни. Им было труднее и в юношеском, и в зрелом возрасте, чем их сверстникам, выросшим в нормальных условиях. Многими из них владели депрессия и отчаяние.

Мы совершенно осознанно используем воспитательную силу детского или юношеского коллектива, поскольку мы знаем, что и для ребенка очень много значит мнение его ровесников. В критической ситуации ребенок спрашивает себя: «А что скажут мои друзья, что они сделают, как они оценят то, что я сделаю или, наоборот, не сделаю?»
В коллективах, в которых находятся наши дети, особенно ценятся нравственные свойства личности и способы поведения. В классе, например, это стремление к знаниям и дисциплина в учебе. В среде пионеров, комсомольских группах — общественная активность и активная политическая деятельность. В рабочих коллективах — изобретательность и взаимовыручка. В разных коллективах наши дети и чувствуют себя по-разному: если они общественно активны, то они не хотят пропускать мероприятий пионерской организации. Если они любят петь, любят музыку, то это становится их важным делом. Если они охотно занимаются спортом и их уважают в команде, то они живут этим и способны совершить что-то особое, что при других условиях им показалось бы невыполнимым. Самочувствие в коллективе имеет решающее значение для становления характера ребенка. Как много это значит для школьника, говорит их оценка коллектива, в котором они учатся, как социально значимого сообщества, к которому они принадлежат, действуют в нем, могут высказывать свободно свое мнение и пользуются в нем уважением. Это более значимо, чем дружеская группа, в которой человек остается только до тех пор, пока ему в ней хорошо.

Подростки видят поле деятельности для своих коллективов, и тем самым для себя лично, в совместном воздействии на жизнь, во взаимной помощи и поддержке в учебе, в создании открытого, критического общественного мнения. Надо заметить, что активность подростков в их первичных коллективах еще не достаточно полно реализуется в школе. Изменение такой позиции — забота родителей и учителей; достоверно то, что дети только тогда довольны собой и миром, когда они чувствуют, что полезны и уважаемы своими друзьями и товарищами.
Если мы учим наших детей принимать активное участие в жизни коллектива, открыто высказывать товарищам свое мнение даже и тогда, когда оно расходится с мнением остальных, то мы учим их таким образом строить свои отношения с людьми (в данном случае с коллективом) по нормам социалистической морали. С самого раннего детства наш ребенок должен чувствовать: мой коллектив помогает мне и поддерживает меня, если я помогаю моим друзьям и поддерживаю их.

Продолжение

Реклама: