Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Ребенок и окружающие (ч.3)

Если ребенку все дается легче, чем его ровесникам, родители должны следить, чтобы под их «заботливыми руками» не вырос эгоист. Иногда у таких детей развивается «звездная болезнь», которая пагубно сказывается на их отношениях с классом. Высокомерие приводит одаренных детей к одиночеству. Они становятся «одинокими вершинами», к сожалению, и в отношениях с одноклассниками. Они поддерживают эти отношения лишь постольку, поскольку это необходимо, и скоро начинают судить о других свысока. У таких «звезд» может развиться отрицательное отношение к долгу и исполнению своих обязанностей. Они много говорят о долге и много требуют от других вместо того, чтобы в первую очередь предъявлять повышенные требования к себе. Когда хорошие оценки и похвалы легко достаются, трудно представить себе, какого труда они могут стоить другим.

К таким детям в школе и дома с самого начала надо предъявлять повышенные требования. Они должны научиться помогать своим одноклассникам, когда те испытывают трудности. Самое лучшее, если они выработают в себе такую позицию: именно потому, что мне все легче дается, у меня должно быть больше обязанностей. Талант, одаренность (предположим, что речь идет именно об этом) — это не мягкая подушка, на которой удобно возлежать, а возможность многого достичь и помогать другим в их развитии, не ожидая постоянно благодарности за помощь. По-разному складываются порой отношения ребенка со сверстниками. Часто родители могут наблюдать, как их ребенок защищает свое или чужое достоинство. В этом ребенка надо Поддерживать. Если же родители видят, что их ребенок, восхищаясь героями фильмов и книг, не приходит на помощь своему, другу, когда тому, например, угрожает физически более сильным, то они должны не только давать ребенку книги о Дружбе, товариществе и взаимопомощи, но и объяснять ему, что мужество можно проявлять в любом возрасте и в любых ситуациях, а не только в героических.

Писатель Владимир Тендряков в повести «Весенние перевертыши» описывает поведение одного мальчика, Дюшки Тягунова, который точно «знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку». Он не особенно задумывался, жил без комплексов, и мир вокруг него был полон «радостной ясности» до тех пор, пока он, повинуясь мгновенному побуждению, не стал борцом за справедливость, защитив слабого от более сильного Саньки. Поскольку не обошлось без драки, — драк родители не одобряли — произошла следующая семейная сцена, которая в какой-то степени повлияла на дальнейшее развитие характера мальчика.
Пожалуй, нет подростка, который время от времени не пускал бы в дело кулаки. В основном, к этому приему прибегают мальчики, но и девочки иногда проявляют агрессивность, когда, например, вынуждены защищаться от мальчишек. Вряд ли найдутся родители, которые любят, когда их' дети дерутся. Вообще, мы должны энергично бороться с проявлениями грубости. Но конфликты, которые переходят в драки, имеют самые разные причины. Прежде, чем судить или осуждать поведение детей, мы должны понять его причины. Защиту слабого, борьбу за справедливость всегда следует приветствовать. При этом не мешает обращать внимание детей на то, что есть более действенные средства, чем драка. Призыв отдельных родителей — всегда давать сдачи, обращенный еще к дошкольнику, с точки ЗРЕНИЯ педагогики следует оценить отрицательно.

Еcли ребенок чувствует себя в школе непонятым (над ним смеются, потому что он неправильно отвечает, плохо поет или отстает в спорте), тогда случается, что ребенок «сворачивается как ежик», все более уходит в себя. Он находит себе одного-двух друзей, которым доверяет. Некоторые дети сами как бы уходят на задний план» только потому, что учатся хуже других. Но нередко те же самые ребята проявляют при подготовке похода, спортивного мероприятия такой организационный талант, которого от них никто не ожидал. Если учителя и родители обращают на это внимание и помогают ребенку действовать так же уверенно и в других случаях, дети могут изменить свое отношение к учебе. Возникшая вера в себя распространяется и на другие сферы жизни.

Продолжение

Реклама: