Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Ребенок и окружающие (ч.4)

Дети грустят, если их не понимают, если они чувствуют, что их не любят. Часто требуется длительная педагогическая помощь таким детям. Им и самим хочется понять причины такого положения дел, потому что они не могут и не хотят быть одиночками. Некоторые дети в подобных ситуациях ищут понимания только у матери или отца. Такая привязанность часто нравится родителям, но она вредна для ребенка. Роль «маменькиного сыночка» или привязанность исключительно к отцу — часто только компенсация отсутствующего признания в среде ровесников. В принципе мать и отец в равной степени должны заниматься ребенком, даже если один ребенок больше тянется к отцу, а другой — к матери. Но и мать, и отец должны постоянно ориентировать ребенка на то, чтобы он искал друзей и пне семьи. Только тогда счастье ребенка может быть полным.

Родителям могут иногда не нравиться друзья их детей, они даже могут находить ту или иную дружбу вредной. Нередко они правы, но никогда не поможет запрет: «Чтобы я его больше не видел у нас в доме!» или «Смотри, если я тебя еще раз увижу с этим негодяем!», «Он не тот, кто тебе нужен!»
Прежде всего, родителям следует остерегаться открыто пропилить неизвестно как возникшее предубеждение к товарищам сына или дочери, надо постараться сначала поближе узнать тех с кем они дружат. Внимательное дружелюбное наблюдение за детьми очень часто меняет первоначальное мнение родителей. А желание повлиять на дружеские отношения детей может подсказать, как помочь детям освободиться от тех недостатков, которые могут у них быть. И тогда родители становятся воспитателями чужих детей, а это полезно и их собственному ребенку.

Даже если ребенок не общителен, родители должны стремиться к тому, чтобы совместно с педагогами помочь ему найти свое место в коллективе. Это имеет чрезвычайно большое значение для воспитания у ребенка правильного отношения к другим людям. Л такие отношения нужны каждому: и общительному подростку, и в еще большей степени тому, кого не нее считают милым и симпатичным.
Так же, как и у взрослых, отношения у детей устанавливаются, прежде всего в совместной деятельности. Нередко все начинается с желания ребенка сделать что-то для себя: зани-маться техникой, музыкой, спортом, естественными науками. Так он приходит в кружки, секции или спортивные клубы. Из чисто деловых интересов вырастает интерес к другим людям. Развивается чувство коллективизма.

Если ребенок занимается чем-то один или с немногими друзьями, это нормально. Некоторые занятия даже требуют одиночества, например, чтение или сочинение стихов, да и конструирование, лепка и рисование. Другие тут только мешают, даже если сами увлекаются тем же. Но если ребенок всегда только один, если у него никогда не возникает потребности предпринять что-то вместе с другими, родители должны спросить себя, как сделать так, чтобы интересы ребенка нашли отклик и вне семьи. Семья и сама по себе питательная почва для детской активности, но надо, чтобы активность ребенка распро-странялась и на школьных товарищей, класс, пионерский или комсомольский коллектив. Тут некоторым мамам придется закрыть глаза на то, что друзья их ребенка забывают снимать обувь у двери и от этого страдает ковер.
Исследования показывают, что две трети школьников проводят свободное время в одиночку или с двумя, самое большее тремя друзьями. Из этого следует, что мы должны заботиться не только о раскрытии индивидуальности, развитии талантов и способностей своих питомцев, но и о том, чтобы они не обособлялись по двое-трое, а искали общения со своими друзьями и одноклассниками, со всем коллективом. В конечном счете мнение коллектива более важно для подростка, чем то, что о нем думают и говорят родители.

Стремление сознательно строить поведение по принятым в коллективе нормам. Если эти нормы устарели, то интересы общества надо ставить выше интересов коллектива. Не простое подчинение большинству или даже всему коллективу отличает человека с развитым чувством коллективизма, но самостоятельное мышление, творчество, борьба за правду совместно с коллективом или даже иногда против большинства членов коллектива — но всегда за истинные интересы коллектива. Родители должны воспитывать детей самостоятельными и критичными.
Известный психолог И. С. Кон иллюстрирует значение личности в коллективе таким примером: «Одного профессора спросили: «Что важнее — коллектив или личность?»—«Ра-зумеется, коллектив, — ответил профессор, — но лишь в том случае, если он состоит из личностей. Ибо сумма единиц есть число всегда большее единицы, а сумма нулей всегда равняется нулю». Сила коллектива, таким образом, состоит в силе объединенных в нем людей. Каков наш ребенок в действительности, какими качествами он обладает и как эти качества проявляются, все это можно особенно хорошо увидеть, наблюдая его отношение к пожилым людям. Молодые родители часто забывают, что и их молодость не вечна, и уделяют недостаточно внимания этой стороне детского поведения. Важно уже и то, чтобы ребенок понимал, что пожилые люди совершили в жизни больше, чем молодые, что молодые в какой-то степени «стоят у них па плечах» и им еще предстоит утвердить себя в жизни собственными достижениями.

Как сильно возмущались наши детские сердца, когда мы слушали историю о тех родителях, которые не разрешали отцу, деду ребенка, есть за тем же столом, что и все, потому что он иногда проливал суп! Как обижен бывает пожилой человек, когда его оставляют без внимания, когда даже собственные внуки и правнуки ни за чем не обращаются к нему, не приходят в гости, не поддерживают в трудную минуту. Не следует ли объяснять детям, как жестоко равнодушие к старикам, чтобы пробудить в них интерес к бабушке и дедушке и привить им чувство ответственности за стариков.
«Пойдем поможем бабушке перейти через улицу!», «Давай подвезем вон ту пожилую женщину на машине!», «Помоги дедушке везти тележку!». Если ребенок во всех случаях чувствует почтительное отношение родителей к пожилым людям, то эти слова, выражая уважение перед возрастом, опытом и мудростью старшего поколения, будут укреплять в ребенке уважительное отношение к старшим. Наше государство оказывает большую помощь старикам и инвалидам. На свете есть немного государств, где бы строилось столько Домов для вете-ранов труда, где бы пожилые люди имели такие большие возможности для активной общественной жизни. Пожилые люди не любят замыкаться «в обществе стариков», а дети многому учатся в общении с пожилыми. В конце концов, в их морщинах и натруженных руках десятилетия нашей истории. Им причитается наше сердечное тепло и любовь. Итак, «другие» — это не только такие же люди, как мы и наши дети. Каждому человеку необходим «другой» для развития собственной личности, для личного счастья. Закладывая основу характера ребенка как личности социалистического общества, формируя в нем главную Черту такой личности — коллективизм, родители должны уметь правильно влиять на общение детей. Что можно порекомендовать, родителям для этого? Родители должны знать, с кем об-щаются их дети, как складываются их отношения с ровесниками, старшими и младшими по возрасту, какие качества характера проявляются в этих отношениях;

родителям следует интересоваться коллективом, в котором растут их дети. Важно знать, хорошо ли дети чувствуют себя в коллективе, активны ли они и какое место в коллективе они занимают;

родители вполне могут помочь детям утвердиться в коллективе, не раствориться в нем безлико, а быть ему полезным благодаря индивидуальным особенностям личности; необходимо развить в ребенке чувство ответственности за коллектив, его неразрывной связи с ним;

родители должны позаботиться о разнообразном общении своих детей для того, чтобы личность ребенка могла развиться полностью;

родителям необходимо всерьез принимать друзей своих детей, стараться узнать и понять их и осторожно влиять на детскую дружбу.

Реклама: