Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Ребенок и его Родина (ч.2)

Всегда интересно вместе с детьми посетить выставку, красивую старинную церковь или музей, прочитать надписи на кладбищенских памятниках, дающие представление о временах и людях до нас. Так углубляются знания детей об истории. И это не просто жест, если мы вместе с детьми соберем полевой букет или купим цветы, чтобы возложить их к такому памятнику. Так возникает сострадание. В беседах о прошлом дети нередко удивляют нас своей осведомленностью, своими вопросами. Иногда приходится вместе с ними заглянуть в энциклопедию или исторический справочник, чтобы лучше представить себе ход событий.

Но прежде всего — и это самое главное — дети должны осознать задачи, которые ставит перед ними современность с ее достижениями, с ее революционными традициями труда и борьбы. Нам, взрослым, часто случается чувствовать свою ответственность за других или чужую ответственность за нас. Вот мы участвуем в митинге. Вот мы работаем сверхурочно, чтобы выполнить план экспортных поставок. Вот мы узнаем о больших поставках каменного угля из Мозамбика. А несколько дней назад нас спрашивали, не хотим ли мы некоторое время поработать в Анголе. И дети понимают, что в повседневной жизни эти слова связаны с нашей работой, интересными задачами, которые нередко предъявляют к нам высокие требования. Кто по-настоящему любит родину, выражает свою любовь в ежедневном труде, начиная с учебы в школе. Эта любовь выражается в работе на предприятии, в общественно полезной деятельности, в уходе за газонами и спортплощадками, цветочными клумбами и жилищами, в заботе о школе и ее окрестностях. Помощь старшим в таких делах должна стать для детей и подростков совершенно естественной и необходимой.

В некоторых школах принято, чтобы школьные бригады при поддержке родителей, учителей и завхоза самостоятельно ремонтировали школьные помещения, содержали в порядке школьный двор и совместно с учителями-предметниками следили за состоянием школьного оборудования. При этом комсомольцы и пионеры сами определяют свои задачи и во многом самостоятельна организуют свою работу.
Итак, поведение детей должно диктоваться не только такими требованиями, как: не опаздывай на занятия, следи за своей одеждой, стирай с доски и не забывай про домашние задания! Это только «начала гражданского самосознания». Нет, ребенок уже в начальной школе должен чувствовать: «Я не только ученик, я пионер, и поэтому отвечаю за мой класс, за мою школу, за все!» Еще в большей степени это относится к старшим школьникам, которым часто не хватает чувства ответственности именно потому, что они не видят перед собой задач, за выполнение которых несли бы полную ответственность, Здесь начинается то, что известный педагог Адольф Дистервег назвал «практической любовью к родине»: «Что в человеке ие проявляется в практике, не подтверждается жизнью, того в нем в действительности нет».

Воспитатели и родители не только объясняют детям, что и их скромный труд может сделать города и села, где они живут, еще прекрасней, но и помогают организовать детям дела по благоустройству родных мест. Дети должны понимать, что все достижения экономики, науки, техники, культуры, которыми гордится вся страна, берут начало именно в таких скромных начинаниях. Так развивается повседневный патриотизм, который не ограничивается любовью только к своей стране.
В семейной жизни всегда бывают ситуации, очень благоприятные для воспитания детей в духе патриотизма и интернационализма. Вот отца призывают на военные учебные сборы. «Папа на некоторое время идет в армию. Он будет защищать нас обязанностей», — говорит мать десятилетнему сыну и видит, как расправляются его плечи. «Мама на два месяца уходит на курсы повышения квалификации. Думаю, что на тебя вполне можно положиться», — говорит отец тринадцатилетней дочери, и обычно она воспринимает его слова как выражение доверия. Но оправдать это доверие она сможет только в том случае, если умеет справляться с домашним хозяйством, если, как и все в семье, научилась своевременно выполнять дела, за которые отвечает.

Конечно, это только начало, потому что часто детям придется преодолевать соблазны и предъявлять к себе при этом высочайшие моральные требования. Хочется поиграть с друзьями в футбол, а надо идти в магазин, рубить дрова, таскать уголь, окапывать деревья в саду. Хочется пойти в кино или в дискотеку, а надо присматривать за младшими братьями и сестрами. Случится, что отцу или матери придется иногда напомнить «А что ты мне обещал?» И опять ребенок думает, размышляет, а мы помогаем ему правильно понять происходящее.
Нередко нравственные устои детей подвергаются серьезным испытаниям, из которых и взрослые не всегда выходят достойно. И тогда видно, насколько хорошо родительский дом школа и пионерская организация подготовили их к этим испытаниям.

Продолжение

Реклама: