Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Труд украшает жизнь (ч.1)

Как будет развиваться общество, зависит, прежде всего, от нашего труда. Правда, общественное богатство, зависит и от природного богатства, от климата и социальных условий. После того, как мы уничтожили эксплуатацию человека человеком, решающим фактором роста благосостояния стал труд. Профессиональная деятельность часто однообразна, даже монотонна. Еще каждый шестой трудящийся в промышленности занят тяжелым физическим трудом. И нам предстоит еще много потрудиться не только для того, чтобы добиться более высокой производительности труда и на этой основе предоставить трудящимся больше свободного времени, но и для того, чтобы создать все условия всестороннего развития каждой личности.

Именно поэтому трудовому воспитанию придается такое большое значение. На педагогическом конгрессе говорилось об этом так: «Мы понимаем трудовое воспитание, как процесс воспитания трудом и для труда в обществе. Добросовестный, честный, общественно полезный труд был основой социалистического образа жизни, при котором считалось безнравственным жить за счет чужого труда. Учить молодежь стремиться к высоким трудовым достижениям на пользу общества, учить взаимопомощи, развивать высокое чувство ответственности за качество своего труда — все это задачи воспитания правильного отношения к труду».
Трудовое воспитание осуществляется не только школой, но и родителями. С малых лет у ребенка в семье есть постоянные обязанности. Ребенок учится сам себя обслуживать. Он учится самостоятельно убирать свои игрушки, пусть сначала с помощью родителей или старших братьев и сестер. Он охотно берется за веник, лопату или тряпку для пыли и подражает родителям или старшим братьям и сестрам. Родители дарят детям лопатки, тележки, лейки, играя с которыми, дети овладевают простейшими навыками работы по саду. При этом речь идет не о практической пользе их деятельности, а о том, чтобы у ребенка появилось чувство: «Я тоже нужен». Одновременно у ребенка развиваются умение сосредоточиться, целеустремленность и чувство ответственности.

В яслях и детском саду эти и другие занятия, такие, как, например, дежурство за обедом, уход за цветами, работа с глиной, пластилином и бумагой тоже носят игровой характер. Все эти виды работ требуется выполнять чисто и красиво. Дома за этим следят родители, поощряя терпение и прилежание детей. Дети могут помогать при уборке, следить за чистотой, выполнять небольшие работы по саду, чистить садовые инструменты, мастерить что-либо ко дню рождения родителей, братьев и сестер или других родственников. Они могут также делать покупки.
Уже на пятом и шестом году жизни, и особенно в последние месяцы перед школой, ребенок должен регулярно выполнять определенную работу, за которую его хвалят или порицают, смотря по тому, хорошо или плохо сделана работа. При этом обязательно надо объяснять ребенку, что его работа очень важна для всей семьи. Домашние дела не должны занимать у ребенка более 10—15 минут.

В начальной школе ребенок начинает выполнять школьные обязанности. Одновременно растет объем работ по самообслуживанию. Ребенку трудно постоянно содержать в порядке школьный портфель, тетради и книги — и так, между прочим, бывает не только в начале учебы в школе. Если ребенок замечает, что его никто не контролирует, он становится небрежен. Но если мы будем последовательны в наших требованиях, у ребенка в дальнейшем будет меньше трудностей. Плохие привычки трудно искоренить, если они уже закрепились.
Почти ежедневно надо выполнять домашние задания. Надо терпеливо упражняться в чтении, письме и делать многое другое. И все же: от 20 до 30 минут надо каждый день отводить для домашней работы на пользу всей семьи. Чистка обуви и одежды (в том числе для младших в семье и родителей), мытье посуды, помощь в уборке квартиры, уход за цветочными клумбами и огородными грядками, уход за животными — все это интересует ребенка и все его воспитывает. Регулярные покупки в магазине требуют внимания и вежливости, учат общаться с незнакомыми людьми и не в последнюю очередь тренируют ребенка в счете, который не всем легко дается.

Только позднее, у 12—13-летних интерес к такого рода работе ослабевает, и тогда надо подумать, какая деятельность будет соответствовать возросшим силам, способностям и знаниям детей. Но в этом возрасте часто бывает необходимо указать детям на то, что и взрослым приходится подчас делать неинтересную работу.

Продолжение

Реклама: