Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Труд украшает жизнь (ч.2)

Нельзя предъявлять к детям заниженные требования. В начальной школе они с удовольствием собирают бутылки и макулатуру, даже по собственной инициативе. Но примерно с 11—12 лет им это становится неинтересно, они видят в этом занятие для малышей. Однако сбор вторсырья — первостепенная народнохозяйственная задача, и "выполнять ее не зазорно и повзрослевшим детям. Дело только в том, умеем ли мы поставить задачу так, чтобы дети воспринимали ее серьезно.

В 9—10 лет, помимо элементарного самообслуживания, дети должны еще 30—40 минут уделять своим домашним обязанностям. Это может быть уборка квартиры, покупки, помощь в приготовлении еды, если надо, уход за больными и престарелыми членами семьи, даже помощь соседям или знакомым. Этому следует придавать особое значение в любом возрасте, потому что забота о других способствует развитию таких моральных качеств, как отзывчивость и доброта.

В 13—14 лет наш ребенок уже чувствует себя почти взрослым, и его обязанности увеличиваются. Ребенок стремится к самоутверждению. Подростки часто увереннее, чем взрослые, обращаются с газом, электричеством и электроникой. Они учатся этому в школе и умеют — конечно, при соблюдении правил техники безопасности — устранять некоторые повреждения в приборах, велосипедах, а если интересуются техникой, то и в радиоприемниках, магнитофонах и даже автомобилях. Они с большим интересом и старанием ремонтируют квартиру, и особенно свою комнату. Иногда они перешивают свою одежду или одежду младших в семье (или во всяком случае умеют это делать). Всего здесь не перечислить, но забота об исправности бытовой техники подросткам, конечно, под силу. Они всегда могут отнести сломанную вещь в починку. На домашние обязанности подросток должен тратить ежедневно от 45 до 60 минут, но, конечно, при этом надо учитывать общую загруженность подростка: тренировки, занятия в кружках, общественную работу и др. Важно, чтобы подростки выполняли домашние обязанности совершенно самостоятельно, без ежедневных напоминаний, так, чтобы контроль со стороны родителей можно было постепенно сократить. Мальчики и девочки должны привлекаться к домашней работе в равной степени. Однако исследования показывают, что в среднем у девочек бывает на 4—5 часов в неделю меньше свободного времени именно потому, что они почти всегда имеют больше домашних обязанностей. Такое положение вряд ли приемлемо. Такое воспитание может кое-кого из мальчиков навести на мысль, что домашняя работа «привилегия» исключительно женского пола.

Около 70% девочек и только 40% мальчиков имеют постоянные домашние обязанности. Неудивительно, что определенная часть мальчиков умеет работать хуже, чем большинство де-вочек, что они презирают «женскую работу» и позднее дают это почувствовать своим женам. Разве воспитание детей и уход за ними (одно из основных занятий молодых родителей) касается только матери?
В ходе практической работы ребенок многому учится, он приобретает знания и умения, применимые как в школе, так и в семье. Этим в некоторой степени объясняется то, что именно девочки, особенно имеющие дома много важных обязанностей, в школьном возрасте более прилежны, ответственны и внимательны, лучше умеют распределить свое время и организовать жизнь. Следует иметь в виду, что, освобождая сыновей (а иногда и дочерей) от домашней работы, мы оказываем им дурную услугу, поскольку известно, что часть мальчиков не умеет с пользой проводить свободное время. Правда, они несколько больше занимаются спортом, чем девочки, но спорт в той же степени полезен и девочкам.

И если во многих пионерских отрядах и комсомольских группах девочки также более активны, то происходит это, вероятно, потому, что содержание работы этих организаций отра-жает интересы прежде всего девочек. Мальчики, пассивные в школе и дома, часто ищут себе другие, в том числе небезобидные занятия в свободное время. Не требует доказательств, что иной пассивный или проявляющий активность не в том направлении молодой человек мог бы достичь в жизни большего, если бы его интересы были своевременно замечены и направлены в нужное русло.

Продолжение

Реклама: