Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Труд украшает жизнь (ч.3)

Иногда школа, пионерская и комсомольская организации оказываются не в состоянии в равной степени заинтересовать всех детей и подростков. Родителям следует расспрашивать детей об их школьной жизни и побуждать детей к активности. Идет ли речь об уборке или ремонте классных помещений, изготовлении школьных пособий, игрушек для детского сада или об активной общественной работе и регулярных занятиях в кружках — заинтересованность родителей, их советы, их опыт очень важны для детей. Это укрепляет авторитет родителей и отношения в семье. И, конечно, надо следить, чтобы дети за общественной работой не забывали об учебе и домашних обязанностях. В некоторых случаях следует посоветоваться с классным руководителем или пионервожатым, справится ли ребенок со всеми возложенными на него обязанностями. Могут возникнуть и такие проблемы: в пионерской и комсомольской ор-ганизациях дети выполняют различные поручения, несут ответственность, участвуют во время работы на предприятиях в трудовых соревнованиях, подводят итоги, составляют новые планы, а дома их все еще опекают, хотя они давно уже выросли из детских штанишек. Многие папы и мамы могли бы гордиться своими детьми и их воспитанием, если бы видели, как дети организуют работу своего пионерского отряда или ученической бригады в лагере труда и отдыха, как умело они распределяют работу, как энергичны в общении с одноклассниками.

В работе у подростков часто возникают те же проблемы, что и у родителей: организация труда, использование рабочего времени, оценка результатов. И тут девочки и мальчики нуж-даются в родительской помощи. Кроме того: дома они не хотят больше только ходить за покупками и чистить обувь, хотя, конечно, и это должно быть. Равноправный обмен мнениями за обедом или на прогулке, взаимные вопросы: «Как вы это делаете?», совместный поиск решений трудной задачи, иногда и работа на одном объекте (например, ремонт школы) куда полезней для воспитания, чем долгие речи о недостатке ответственности у молодых людей, которым ведь «все так легко достается».
Дети хотят знать, где работают родители, что конкретно они делают, каков результат их хорошей или не вполне хорошей работы на предприятии. Они должны знать проблемы и труд-ности родителей. Таким образом, дети учатся решать свои собственные проблемы. У детей пробуждается гордость за родителей, родительский авторитет растет, когда дети видят рабочее место родителей и знакомятся с их коллегами. Дети начинают понимать, почему родители иногда не могут уделить им много времени.

Несмотря на всю свою занятость, родители должны все же находить время и для детей. Активная профессиональная деятельность не может быть оправданием упущений в воспитании, не оправданы ссылки на нее, если необходимо провести вместе с детьми отпуск, или уделить им больше свободного времени и уж, конечно, она ни в коей мере не извиняет недостаточное участие некоторых отцов в воспитании собственных детей. Даже тот, кто добился выдающихся успехов и всегда самоотверженно Служил обществу, не может этим оправдываться, если вырастил неудачных детей. И прежде всего надо помнить, что трудовой пример родителей не сказывается автоматически на воспитании детей. Если мы хотим, чтобы труд родителей и в самом деле стал примером для детей, надо, чтобы подростки имели о нем конкретное представление, особенно это касается профессий, связанных с частым отсутствием дома отца или матери. Задача квалифицированного рабочего и военного, директора предприятия и партийного работника, дипломата и ученого в том, чтобы раскрыть детям смысл своей работы.

Настоящие педагогические проблемы возникают, когда дети отказываются помогать дома. Прав был тот отец, который сам чистил обувь всей семьи, потому что этого не делала его 11-летняя дочь. Но при этом он не чистил обувь дочери. Родители стали меньше о ней заботиться, так что она сама должна была обо всем думать, например, стирать свое белье и одежду. Может быть, родители не любили ребенка? Совсем нет, они его воспитывали. Без всяких разговоров на эту тему, дочь скоро поняла, что в семье все зависят друг от друга и каждый должен работать для общей пользы.
Некоторые родители не дают детям постоянных обязанностей, особенно в семьях, где мать не работает. Разумеется, ребенку трудно понять, почему он должен выполнять трудоемкую домашнюю работу, если мама без особых причин целый день находится дома. Если мать — домашняя хозяйка, это нередко отрицательно сказывается на отношении к труду детей. Но даже если есть достаточные причины для того, чтобы мать не работала, дети должны помогать ей в домашнем хозяйстве. «Необходимости в помощи нет, потому что я работаю немного и могла бы сама справиться с домашним хозяйством», — пишет одна мама и объясняет, почему она все же требует от своей 9-летней дочери помощи: «Потому что я хочу воспитать в ней самостоятельность» и «только так она сможет понять, что не все вертится вокруг нее».

Продолжение

Реклама: