Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Труд украшает жизнь (ч.4)

Некоторые матери оправдывают свою жизнь домашних хозяек тем, что дети очень загружены в школе и нуждаются в материнской заботе. Учеба в начальной школе превращается в некоторых семьях в настоящую проблему. Однако жизнь показывает, что дети, с самого начала приученные к самостоятельному выполнению домашних заданий, ответственнее относятся к учебе, учатся ровно и неплохо, более доброжелательны и внимательны к своим товарищам по классу.

Некоторые родители говорят, что дети должны жить лучше, чем сами они жили в юности, и что, в конце концов, нет никакой необходимости в детском труде. При всех благих намерениях родителей эта точка зрения вредна. В процессе труда, в том числе и домашнего, ребенок учится ответственности. Разумеется, каждому ребенку для гармоничного развития нужно ежедневное свободное время, когда он занимается тем, что ему интересно. Однако сочетание домашних обязанностей с увлекательными делами учит разумному времяпрепровождению.
Выбор профессии тоже существенный момент в воспитании чувства ответственности. Чтобы дать детям правильный, совет, многие родители стараются верно оценить способности и ин-тересы своих детей, а также узнать потребности народного хозяйства. Такому подходу к выбору профессии надо учить и молодежь. Проблема выбора профессии волнует 14—15-летних подростков даже больше, чем их школьные успехи. Большинство родителей помогают детям правильно выбрать профессию. Они советуются с классным руководителем и учителем, ответ-ственным за профориентацию, который располагает обширной информацией по этому вопросу, прибегают к помощи родственников и знакомых.

Опыт показывает, что молодежь и родители все более реалистично подходят к этой проблеме и иногда отказываются от первоначально избранной профессии, познакомившись поближе с ее конкретным содержанием. Велико искушение поддаться иллюзиям и игнорировать потребности народного хозяйства или специфические трудности данной профессии. Точно так же существует опасность переоценить способности, заинтересованность и волю детей. И как часто только в этот момент своей жизни молодые люди впервые осознают, что будь они более усердны и трудолюбивы в школе, они имели бы больше возможностей при выборе профессии. Уже по одной этой причине полезно самое позднее в VIII классе совместно с ребенком подумать о его будущей профессии. Если подросток в это время осознает, что он сомневается в своем выборе или чувствует себя недостаточно подготовленным, у него будет еще два года для основательной подготовки, или же он поймет, что не годится для избранной профессии.
Даже если родители и учителя полностью убеждены в том, что юноша или девушка подходят для избранной профессии, на всякий случай не следует упускать из виду еще 2—3 похожих профессии. Это спасет от растерянности в X классе, если вдруг окажется, что мечта не может осуществиться. Причиной отказа от мечты чаще всего бывает не столько непригодность молодого человека для данной профессии, сколько слишком большое число желающих ее получить.

Практикой доказано, что едва ли есть люди, пригодные только для одной единственной профессии. Напротив, широта и объем политехнического образования в средней школе, воз-можность посещать факультативные занятия и кружки в школе и внешкольных учреждениях и не в последнюю очередь трудовое обучение на протяжении всех школьных лет позволяют каждому школьнику получить разнообразные знания и умения. Таким образом, школа создает предпосылки для дальнейшего профессионального обучения в целом ряде областей. И, как правило, стабильный интерес к профессиям складывается у ребят в процессе занятий. Уже уроки труда и работа в школьном саду, а затем такие предметы, как введение в социалистическое производство, производительный труд и техническое черчение в связи с другими предметами дают детям представление об общественных, и прежде всего экономических, задачах и проблемах в стране. Школьники сначала знакомятся с предприятиями, в старших классах по-настоящему участвуют в производительном труде. На многих промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, где школьники проходят политехническое обучение в течение года или, начиная с 14 лет, подрабатывают в каникулы, создаются ученические бригады. Конкретный труд на предприятии дает учащимся наглядное представление о той или иной профессии. И тут много значит, как осуществляется на предприятии ряд таких проблем, как организация труда, поставок, качество продукции, трудовая дисциплина и др. Иногда действительность плохо согласуется с тем, что молодые люди ожидали увидеть. Если молодой человек видит, как коллектив борется за высокие трудовые достижения, убеждается в силе рабочего коллектива, твердой позиции партийной и профсоюзной организаций в утверждении трудовой морали, он и к себе предъявляет соответствующие требования. Если же он получает отрицательный опыт, это тоже сказывается на его взглядах.
В любом случае родители и учителя должны помочь школьникам сделать из первого трудового опыта верные выводы. Они должны внушить детям, что за хорошее необходимо бороться. Такие беседы должны правильно влиять на выбор профессии.

Родители чаще, чем дети, спрашивают сначала о заработке и лишь потом о перспективах роста в избранных профессиях. Дети же редко думают о том, сколько времени они будут тратить на дорогу к месту учебы, и подобных проблемах. Педагогически серьезная профориентация должна начинаться в семье с VI—VII классов так, чтобы к IX классу ребенок имел относительно четкие представления о будущей профессии.
Несмотря на все старания помочь ребенку в выборе профессии, многие родители все же предъявляют к детям завышенные требования и переоценивают их способности. Они выбирают для детей профессии, к которым те совершенно не пригодны, и это становится настоящим несчастьем. Особенно это относится к родителям с высшим и средним образованием, которые нередко полагают, что учеба в институте — единственно правильный путь для их ребенка. Не вполне изжиты и устаревшие представления о малопрестижных профессиях. Навязывая ребенку подобные взгляды, родители оказывают ему дурную услугу. Ребенок еле-еле учится в старших классах, потом бросает школу и с опозданием идет в ПТУ, или вынужден сменить профессию после окончания института и теряет таким образом время. Все еще значительно число тех, кто исключительно по этим причинам с опозданием получает профессию, а потому и поздно начинает самостоятельный путь, поздно вступает в брак. То же касается и школьников, которые идут в ПТУ только для того, чтобы получить аттестат зрелости, а потом не выказывают ни способностей, ни желания учиться дальше.

С другой стороны, некоторые родители склонны недооценивать способности, перспективы своих детей. Не всегда, например, поощряются в семье занятия техникой, музыкой, живописью, спортом, родители не обращают на заинтересованность детей такими занятиями никакого внимания, и иной талант остается нераскрытым или раскрывается слишком поздно. В этом отношении следует прислушиваться и к рекомендациям учителей.
Итак, родители должны спросить себя: какая профессия подходит нашему ребенку? Но при этом самому подростку должна быть предоставлена полная свобода в выборе жизненного пути. Ведь прежде всего будущая профессия должна приносить ему радость.

Чтобы ваш ребенок не ошибся в выборе и был счастлив в своем труде, позаботьтесь об этом как можно раньше.
С раннего возраста приучайте детей к домашней работе! Проявляйте постоянный интерес к производственной, общественно полезной и политической деятельности детей в школе и на предприятии, в пионерской и комсомольской организациях.
Объясняйте детям смысл и целесообразность труда! Разговаривайте с ними о вашей собственной профессиональной и общественной деятельности.

С самого начала воспитывайте в детях самостоятельность в труде, возлагая на них ответственность за порученное дело. Приучите их уважать любую хорошо сделанную работу. Учитывайте соотношение между «хочу» и «могу». Объясняйте детям, когда
и как надо выполнять порученное дело. Для этого необходимо: обосновать нужность предстоящей работы, сформировать навык ее выполнения, обеспечить материалом и орудиями труда, рассчитать затраты времени, правильно организовать работу и проконтролировать результат.
Наблюдайте за интересами и способностями ваших детей, имея в виду предстоящий выбор профессии. Позаботьтесь совместно с классным руководителем о правильном выборе профессии вашим ребенком.

Реклама: