Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Мы хотим учится... (ч.1)

«...Мир познавать и понимать» — как часто наши дети поют эту песню И. Р. Бехера и Г. Эйслера! Сегодня мы убеждаемся вновь и вновь, что учиться надо всю жизнь. Специалисты подсчитали, что квалифицированный рабочий должен тратить на дальнейшее самообразование по меньшей мере 10% своего свободного времени, а человек со средним и высшим образованием даже 25—30%, если, конечно, он хочет соответствовать возрастающим требованиям к его профессии.

Почти во всех областях человеческой деятельности быстро растет доля умственного труда. Уже сегодня, и уж тем более завтра, нашим детям в их работе придется гораздо чаще, чем нам, думать, размышлять, планировать, производить вычисления и измерения.
Кто хочет что-то сделать, должен уметь это делать. Вспомните знаменитое «знать как». Лишь тот проложит новые пути, кто обладает солидными знаниями и умеет их применять. Человек при социализме должен уметь предвидеть и рассчитывать, представлять себе последствия запланированных изменений. При этом он не боится риска и насмешек рутинеров, ведь никогда не бывает так, чтобы новое сразу получило всеобщее признание. Никто не сомневается в том, что нашему обществу, построенному на научных основах, необходимы" специалисты с глубокими и разносторонними знаниями. Знающие люди, известные в своей профессии, производят сильное впечатление и на детей. Но детям трудно понять, каким образом усвоение разрозненных знаний по орфографии, математике, истории, физике или биологии связано с изобретением новых приборов, познанием законов развития или созданием новых технологий.

Поэтому хорошо, если родители и учителя умеют убедить детей в пользе учения, доказывая им полезность знаний. Наши дети должны чувствовать, как интересно проникать в природу вещей и явлений и познавать их взаимосвязь. Если они рано узнали, почему гремит гром, сверкает молния и что человек небеззащитен перед этими явлениями природы, то они иначе смотрят на мир, чем те, кто этого еще не знает. Если они знают об историческом развитии и его закономерностях, то противоречия жизни не застанут их врасплох, и они не будут удивляться тому, что еще не во всем мире строится социализм.
Серьезные знания о сущности вещей входят в понятие общего образования. Общее образование есть решающая предпосылка для того, чтобы наши дети познали закономерности развития в природе, обществе и человеческом мышлении и выработали в себе диалектико-материалистическое, основанное на знании мировоззрение.

Мы знаем по себе — и наши дети не исключение — что усердие в учебе, жажда знаний часто ослабевает, как только появляются первые трудности. Как часто мы слышим от детей: «Я никогда этого не пойму! Не стоит даже стараться!» и от подростков: «Мне это все равно не пригодится!» К последнему утверждению особенно охотно прибегают те, кто имеет неверное представление об избранной профессии. Не всем еще ясно, что знание математики и физики необходимо сегодня строительному рабочему, слесарю, продавщице и людям других профессий. В условиях научно-технического прогресса, следуя личным желаниям или общественным интересам, кому-то придется в течение жизни менять профессию или поле деятельности. Об этом нельзя забывать. И рабочему бывает нужно знание иностранного языка. И социологу в не меньшей степени нужны знания по естественным наукам, чтобы ориентироваться в мировоззренческих вопросах. Подростки часто еще не понимают этого. Известно также, что человек, которого учили нормам морали, в общем случае ведет себя более нравственно, чем тот, кому эти нормы неизвестны.

Итак, знание является к тому же существенной предпосылкой нравственного поведения. Это касается также и хороших манер, связанных с понятиями вежливости, приличия, порядочности и честности. Но прежде всего речь идет о знании того, что хорошо и что вредно для близких, коллектива и общества в целом, что способствует или мешает нашему развитию. И здесь ребенку предстоит многому научиться, чтобы суметь влиться в окружающую общественную среду, но не стать при этом «приспособленцем». Все, что относится к так называемому социальному обучению, выходит далеко за школьные рамки.

Продолжение

Реклама: