Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Мы хотим учится... (ч.4)

У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе или на предприятии, могут им пригодиться и дома. Иногда бывает достаточно сказать: «По-думать только, как здорово ты починил радио! Не зря вас там учат!» Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда, мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. При совместной прогулке можно рассказать, сколько надо знать и уметь, чтобы построить дома и заводы. При посещении выставки надо не только удивляться новой машине, новому химическому волокну или недавно выведенному растению. Это может быть и поводом для совместного размышления о том, сколько знаний и мастерства необходимо для создания нового.

Иногда находчивые отговорки при несделанном домашнем задании вызывают у школьников больше восхищения, чем честное выполнение обязанностей. Нередко бывает и так, что того, кто всегда добросовестно готовит уроки, дети даже в начальной школе награждают кличкой «карьерист». Обязанность родителей — помочь ребенку усвоить, что исполнение учебных обя-занностей есть норма (даже если отдельные одноклассники смотрят на это иначе). Если дети уже в начальной школе помогают друг другу в учебе, вырабатывается очень важная черта характера — товарищество. Один другому объясняет задачу, учит его читать, или проводит в свободное время спортивную тренировку. Не надо увлекаться шефством ровесников друг над другом, потому что в этом случае один кажется себе всегда хорошим, а другой плохим, и слабый ученик не особенно внимателен на занятиях, поскольку после уроков ему все еще раз объяснят. Такое шефство эффективно только на небольшое время и с конкретной целью, например, помочь уче-нику, долго болевшему. Гораздо важнее сформировать у детей чувство ответственной заботы друг о друге: в нашем классе помогает каждый каждому.

Во многих школах дети уже в начальных классах вовлекаются в общешкольные дела, участвуют вместе со старшеклассниками в разных мероприятиях. Они чувствуют реакцию стар-ших школьников на свои успехи в учебе и поведении, например, это обсуждается на совете дружины, в штабах и комиссиях пионерской организации, и стараются быть прилежными. Если старшеклассники становятся вожатыми в младших классах, между ними и младшими школьниками часто развиваются стабильные отношения. Возникает чувство взаимной ответственности, которое распространяется далеко за пределы учебы. Изменяется сама атмосфера школы, дети и подростки воспринимают школу как единый коллектив.
Когда дети выполняют домашние обязанности, добросовестно делают покупки для всей семьи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время — и с воспитательной точки зрения это еще важнее — у родителей есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны и дисциплинированны. Конечно, порицание за одно не снимает похвалы за другое. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе, даже если он не сразу выражается в отметке. Решающую роль играет отношение к учебе родителей, их пример. Повышение квалификации родителей, заочная учеба, партийная учеба или учеба в школе социалистического труда, подготовка к докладу или выступлению на производственном совещании оказывают дисциплинирующее влияние на детей, если, конечно, эти ситуации не приводят к тому, что дети напрасно обращаются со своими проблемами к вечно занятым учебой родителям.

Общественно ценные мотивы учения не возникают из прямой агитации за успешную учебу. Гораздо большее впечатление производят зримые результаты знаний и мастерства других людей, не в последнюю очередь родителей и близких. Сегодня каждый человек с детства должен непрерывно учиться, не теряться в растущем потоке информации. При этом не стоит забывать слова Германа Дункера: «Лучше хорошо понять три вещи, чем иметь поверхностное представление о тридцати». Серьезные практически применимые знания побуждают человека к постоянному повышению своего образовательного уровня.

В 3—4 года ребенок, нормально развивающийся, начинает задавать все больше вопросов. Иногда вопросов так много, что родители не могут на все ответить. Эту потребность спрашивать нельзя гасить нервной реакцией, даже если мы очень устали. Откуда детям знать о наших нервных перегрузках? Они ведь во многом живут своей особой детской жизнью. Необходимы терпение, доброжелательность, внимание и постоянные, пусть сначала приблизительные, ответы на каждый вопрос ребенка. И так должно продолжаться, собственно говоря, всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство, о котором в шутку говорят, что это уже наполовину знание. Наше терпение и доброжелательность каждый раз заново вызывают доверие детей.
Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, родители должны задумываться о следующем:

Как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности?

Как объяснить детям, что и сейчас и потом и всегда им будут нужны знания, усвоение которых сегодня дается с таким трудом?

Как в самих себе воспитать чуткое отношение к проблемам детей, чтобы их вопросы не иссякали и никогда не были некстати?

Какие книги и игры, какие игрушки повысят интерес ребенка к учебе и поведут его дальше?

Реклама: