Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Отношение к миру вещей (ч.1)

«Недавно наделал шуму один случай, разбиравшийся в суде города П.: четырнадцатилетний школьник Габриэль Бендер поджег дачу своего отца» — так Вольфганг Иохо начинает свою повесть «Сын». Автор показывает, как непонятый своими родителями и товарищами мальчик из благополучной семьи становится преступником, хотя материально ему живется намного лучше, чем его родителям в юности. Материальное благополучие само по себе еще не несет в себе ни-чего положительного. Напротив, иногда приходится наблюдать, как оно ожесточает людей. Вот озабоченное письмо старого педагога: «С одной стороны, хорошо, что наши дети более уверены в себе и что им, как принято говорить, хорошо живется. Но с другой стороны, в них развивается равнодушие, эгоизм и индивидуализм. Что будет с чистотой и порядком, если человек не чувствует себя за них ответственным? Предположение, что всего можно добиться, воздействуя на сознание, я буду считать неверным по крайней мере до тех пор, пока не будут созданы условия, в которых человек не может вести себя иначе, чем должен. К благосостоянию относятся также высокие духовные и культурные потребности и соответствующий образ жизни».

Справедливые слова, не направленные, конечно, против воздействия на сознание. Только я думаю, что мой друг ошибается, полагая, что могут быть созданы условия, в которых са-мостоятельное мышление и личная ответственность станут излишними. Все говорит о том, что именно в наших гуманных общественных условиях человек должен поступать по внутреннему побуждению. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, надо следить за тем, чтобы дети учились помогать другим, ведь защита слабых и оскорбленных, солидарность с эксплуатируемыми и угнетенными, помощь попавшим в беду и сегодня относятся к высшим моральным добродетелям человека. Коммунистическое воспитание предусматривает постоянную заботу о людях, и при этом неважно, о близких или чужих людях идет речь.
Растущее благодаря нашей экономической и социальной политике благосостояние положительно сказывается на семейном счастье, да и на воспитании детей, но счастье все же не в благосостоянии. Советский исследователь семьи Н. Соловьев пишет, что «благородное и естественное стремление к счастью в повседневной жизни самым странным образом соединяется с этикой и психологией потребления. Благосостояние все более испытывает нас. Неудивительно, что многие не выдерживают этого испытания».

Должны ли мы отказаться от благосостояния, потому, что некоторые не могут с ним справиться, потому что они используют материальные условия для того, чтобы уклониться от ответственности за воспитание детей? Правильным ли будет совет не покупать детям в целях их воспитания микрокалькулятор, магнитофон и транзистор, потому что родители не способны сформировать в детях правильное отношение к этим предметам? Маргот Хокеккер на VIII педагогическом конгрессе ответила на это так: «Растущее благосостояние не приводит автоматически к эгоизму. Если бы это было так, нам надо было бы строить спартанское общество. Для чего же тогда родители боролись за социализм и строили его, если не для того, чтобы дети жили лучше? Но, разумеется, возможны случаи эгоистического поведения, как результат недостатков в воспитании, и проявляются они тогда, когда подростки не знают, что материальные и культурные ценности, которыми мы владеем, создаются тяжелым трудом, что нельзя обращаться с ними легкомысленно; если подростки не воспитаны уважать и ценить труд, бережно обходиться с вещами, будь то игрушки, школьные парты, книги, дом, в котором они живут, школа, парк, игровая площадка».

Прежде всего, надо предостеречь тех родителей, которые могут многое дать своим детям: не балуйте детей, не делайте им роскошных подарков, потому что так они не будут знать цену труда и цену денег. Родители, которые так поступают, в конечном счете вредят самим себе. Их дети воспринимают благосостояние как нечто само собой разумеющееся, рассматривают заслуги родителей как свои собственные и хвастаются заработанным родителями благосостоянием в доме, часто с иронической ноткой, с таким сытым «ах, у нас это есть». Они забывают, сколько усилий приложили родители, чтобы достичь всего этого. Они не сомневаются и в том, что родители устроят и в дальнейшем их жизнь. Как часто такие дети не приносят радости ни семье, ни обществу, отягощают старость родителей.

Продолжение

Реклама: