Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Отношение к миру вещей (ч.2)

Родителям следует весьма критично относиться к рекомендациям читать по глазам ребенка любое его желание и тотчас его выполнять, только чтобы не возникло конфликта. Правильно поступают те, кто внимательно следит, как принимаются детьми дорогие подарки. Надо постоянно спрашивать себя: Как отражается благосостояние на детях? Как они используют материальные возможности семьи? Понимают ли они, что нельзя жить за счет других, даже за счет родителей? Осознают ли они, что повышенные материальные возможности накладывают и большие обязанности? Например, книги из домашней библиотеки, коллекция картин или марок, технические приборы помогли бы сделать интересней пионерский сбор или работу кружка. Если дети думают об этом, то можно надеяться, что они не вырастут эгоистами и обывателями.

Есть немало случаев, когда молодые люди отходят от родителей, отказываются от благосостояния и подчеркнуто пренебрегают всем «материальным». Иногда они нарочно ходят в лохмотьях, чтобы шокировать родителей или других взрослых. Впрочем, часто это бывает и потому, что так принято в их классе, их дружеском кругу. В других случаях — желание постоянно следовать новым направлениям моды, которая призывает одеваться определенным образом. Иной молодой человек слепо следует за модой. Но мода очень изменчива. Поэтому родителям рекомендуется оставаться невозмутимыми — ничего не обостряя — иногда беседовать с детьми об их одежде, выяснять причины экстравагантности, к которой они могут быть склонны, и время от времени апеллировать к эстетическому вкусу. На чистоте одежды и тела всегда следует настаивать.
Родителям можно посоветовать — в каком бы возрасте ни были они сами — интересоваться молодежной модой, обращать внимание на то, как одеты другие молодые люди, чтобы иметь возможность давать советы своим собственным детям. Если дети почувствуют, что родители разбираются в моде, при доброжелательных отношениях в семье они правильно воспримут советы родителей.

Родителям рекомендуется также прислушиваться к тому, что подрастающие дети говорят об их одежде. При случае надо прямо спросить их мнение. «Папа, ты же совсем не такой старый, как выглядишь в этой одежде!» или «Мама, ты всегда одеваешься, как старуха!» Эти и другие подобные замечания следует выслушать благосклонно и задуматься об их правильности. Это приведет к тому, что и молодежь будет прислушиваться к мнению родителей.
Дети рано должны получить право голоса при выборе своей одежды. В старшем возрасте они должны иметь возможность самостоятельно покупать себе большую часть одежды. Бессмысленно уговаривать их приобрести вещь, которая родителям кажется красивой и современной. Такие вещи все равно носятся неохотно или не носятся вовсе. Еще не все семьи живут в полном материальном достатке. В некоторых семьях детям не могут делать дорогих подарков. Может быть, даже трудно выделить деньги на экскурсию в другой город. Есть и семьи, где даже телевизор приобретается с трудом, за счет других, возможно, более важных вещей. При общей тенденции к слиянию классов и социальных слоев социальные различия в нашей стране все еще весьма значительны. Воспитание детей в семьях без особенного материального достатка происходит в несколько иных условиях, которые однако при нормальных отношениях в семье не сказываются отрицательно на paзвитии характера ребенка. Каждая семья живет в соответствии со своими доходами, и часто дети из менее обеспеченных семей лучше других умеют ценить труд и деньги.

Родители, имеющие равные материальные возможности, очень по-разному используют их для воспитания детей. Одни оборудуют детям спокойное рабочее место, учат их ценить труд, знания и приобретенные вещи, брать пример со старательных, всегда готовых помочь одноклассников. Такие дети часто скромны и все же уверены в себе, не стремятся быть всегда на переднем плане и также берут на себя ответственность в школе, детских и молодежных организациях, как они привыкли делать это дома, общаясь с братьями и сестрами. Другие родители только жалуются на жизнь, они всегда и всем недовольны. Они даже забывают объяснить своим детям, что те имеют в нашем государстве все возможности для получения образования. Итак, материальное положение семьи ни в коей мере не является решающим фактором при воспитании детей, хотя оно может облегчить или затруднить воспитательную работу. Намного важнее, как родители — а через них и дети — используют свое материальное положение.
Одна из задач воспитания — воспитание скромности. Эта добродетель в конкретных исторических условиях давала повод к насмешкам и иронии, а также к вполне серьезным и нередко пессимистическим высказываниям. Но и сегодня мы не можем отбросить воспитание скромности как «педагогическое старье». Оно, как и прежде, остается важной задачей воспитания молодежи.

Продолжение

Реклама: