Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Отношение к миру вещей (ч.3)

Господствующие классы и их представители в эксплуататорских обществах никогда не считали скромность своей добродетелью. Но они восхваляли ее как добродетель «низших сословий», а те, умудренные жизненным опытом, шутили: «Скромность украшает, да на ней далеко не уедешь». Некоторые еще и сегодня руководствуются в жизни этой мудростью и мало заботятся о том, чтобы оправдать свои высокие претензии трудовыми достижениями. И иные родители тоже стремятся отхватить от пирога благосостояния кусок побольше, не Заработав на этот кусок. Нередко своими делами они и детей учат балансировать на грани дозволенного законом, и это может происходить даже вопреки их собственному желанию.

А как часто уже ребенок подвергается соблазнам, которым он должен уметь противостоять! Вот у соседа по парте красивая ручка, потрясающий пенал, он всегда носит самые модные вещи. «Он даже и не заметит, если у него что-нибудь пропадет!» Так иногда думает ребенок и потихоньку берет что-то из чужих вещей. В классе быстро возникает атмосфера недоверия: один прячет свою собственность от другого. Случается еще детское воровство в магазинах самообслуживания и универмагах. Часто дети совершенно не сознают, что крало общественной собственности такое же преступление, как и кража личной собственности. Они быстро осуждают кражу у товарища, но спокойно относятся к краже в магазине или безбилетному проезду в общественном транспорте.
Разумеется, речь идет не только о воспитании честности и ответственности, но и о воспитании скромности тоже. Не прививаем ли мы детям завышенные материальные потребности? Не развиваются ли у некоторых детей потребности (например, курение), на удовлетворение которых не хватает обычных карманных денег? И потом, разве ребенок не становится то и дело свидетелем того, как его отец без особых угрызений совести берет с предприятия стройматериалы для строительства собственной дачи или запчасти для своей машины? Или он не слышит, как один знакомый достал что-то из-под полы, чтобы помочь приятелю?

Если у детей есть такой опыт, почему они должны серьезно относиться к словам о честности? Они спрашивают себя, почему они должны быть скромными? Они не могут разобраться в противоречии между социалистическими нормами, которым их учили, и нормами поведения некоторых взрослых, которых они видят вокруг себя. Они не могут выбрать правильный путь. Воспитание таких черт, как скромность, справедливость, честность, особенно зависит от примера близких людей и общественного мнения в коллективе. Скромность, честность мы пони-маем как нормальные требования к жизни, обеспеченные нашими собственными трудовыми достижениями. Но что значит нормальные? Предполагается, что человек делает максимум в сво-ей работе, при выполнении своих обязанностей и получает за это соответствующую материальную и моральную награду. Точно так же надо награждать детей за их старания, даже если до успеха еще далеко. Несправедливость в ту или иную сторону, преувеличенная похвала за нечто само собой разумеющееся и отсутствие похвалы за настоящее достижение смещают масштабы. Вообще воспитание скромности — это в большей степени воспитание разумных критериев при оценке своих или чужих успехов. И речь идет не о сентенциях вроде: «Будь скромным, и ты не будешь разочарован в жизни».

Полезно объяснять ребенку: «Смотри, у нас нет цветного телевизора, а мы живем — и даже неплохо!» Или: «Хорошо иметь машину, но сейчас нам надо купить более необходимые вещи. Мы не так уж много зарабатываем, сначала надо скопить деньги. Семья у нас большая, а доходы не очень велики. Так что же нам ради машины не надо было заводить детей?» Время от времени надо задумываться о том, какое воспитательное воздействие оказывает наш жизненный стандарт на детей. Разумные родители не хвастаются материальными результатами своей работы. Здоровое честолюбие, стремление создать высокий материальный уровень для своей семьи становится нездоровым, когда начинает вытеснять человеческое, когда мы перестаем понимать других людей, друзей, жену или мужа и прежде всего детей. Воспитание скромности включает в себя — и это никогда не следует забывать — воспитание высокой требовательности к себе, к своему собственному поведению. Слишком велика опасность довольствоваться посредственными достижениями. Не так уж мало детей, используй они на самом деле все свои духовные и физические силы, могли бы добиться большего, быть в числе лучших в школе, в спорте, в общественной работе, если бы они преодолели свою лень и пассивность и не смирились так быстро с тем, что другие всегда лучше них.

Итак, на что должны обратить внимание родители, если они хотят воспитать в детях разумное отношение к вещам?
Самое важное, чтобы сами родители ценили, но не переоценивали вещи.

Они должны учить детей предъявлять высокие, но вместе с тем реальные требования к себе, а также к деятельности своих коллективов, чтобы дать максимум обществу и, таким образом, себе.

Они должны помочь детям правильно себя оценить и полностью использовать свои силы и способности.

Реклама: