Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Похвалить или осудить (ч.1)

Каждому человеку всегда хочется знать, как относятся окружающие люди к его поведению. Как они его оценивают. Особенно чутко относятся к такой оценке дети и подростки. Для них очень много значит получить подтверждение тому, правильно ли они поступают, прежде всего от тех людей, которые им близки, которых они уважают. Как часто дети вообще что-то делают только потому, что их похвалит за это мать или отец, или еще кто-то из уважаемых ими людей. Желание заслужить одобрение очень часто служит движущей силой, помогающей детям да и подросткам совершать хорошие поступки. В возрасте 10—11 лет оценка коллектива становится для них столь же значимой, что и мнение родителей, иногда оценка коллектива становится для них даже более важной, но при здоровых отношениях в семье дети постоянно прислушиваются к тому, что им говорят и советуют родители.

Оценка поведения или взглядов, которую называют «моральным суждением», заставляет делать или не делать что-либо. Она выполняет функцию стимула. Оценивая своих детей, многие родители справедливо полагаются на мнение учителя. Хвалит, учитель детей или ругает, что он о них говорит, как отзывается — все это существенно определяет мнение о детях в семье. Ребенок, обычно, старается оправдывать это мнение даже и тогда, когда оно невысоко. («Я могу делать что хочу, все равно я всегда виноват. Вот и получайте!») Невысокое мнение о ребенке может вызвать его противодействие, и если ребенок не согласен с ним, он поступает нарочито плохо.
То, что учителя и, прежде всего, классный руководитель, говорят о ребенке, надо непременно воспринимать всерьез. Ведь им известно, как о нашем ребенке отзываются одноклассники, считается ли он «хорошим парнем» и «человеком что надо». Родителей должно интересовать не только, как ребенок учится, но и что он за человек, любят ли его в классе, есть ли у него друзья, пользуется ли он авторитетом и как реагирует на похвалу и порицание.

Но как похвалить детей правильно, если они сделали что-то, достойное похвалы? Как наказать их так, чтобы наказание подействовало? При ответе на эти вопросы надо исходить из того, что ваш ребенок — это обычный ребенок, не лучше и не хуже, чем другие. В одной старой книге по педагогике учителю рекомендуется следующее: «Если на уроке у тебя есть повод для недовольства учеником, не спеши сердиться: ведь он ребенок. Посмотри на него, чтобы он заметил, что. ты хочешь, и не делай больше ничего. Если он не замечает, прерви на секунду урок и внимательно посмотри на него. Если и это не помогает, можешь сделать ему замечание. . . Но только не ругай! Не читай морали! Никакой иронии, никакой насмешки! Чаще всего достаточно — без крика — назвать ученика по имени. ..
Не грози директором: каждый сам за себя отвечает... Не вспоминай то и дело давний проступок и не будь злопамятным. ..» (Г. Лейхтенбергер).

Эти советы можно отнести и к семейному воспитанию. Как часто мы раздражаемся, сердимся, при малейшем поводе срываем свое дурное настроение на детях. Как часто мы ничего не хотим знать об их заботах и проблемах, которые нам представляются такими ничтожными, а для детей жизненно важными! Как часто мы прибегаем к громким фразам там, где тихое слово принесло бы больше пользы! Одно наше слово может вызвать у ребенка радостную улыбку или плач. Не должны ли мы научиться одно и то же требование произносить в десяти, двадцати различных вариантах, от тихой просьбы до энергичного приказа?

Продолжение

Реклама: