Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Похвалить или осудить (ч.2)

Очень плохо, если матери склонны использовать отсутствующего отца как главную наказующую фигуру: «Вот погоди, все расскажу папе!..), а тот, не зная конкретной ситуации, только формально поддерживает мать. Дети это прекрасно чувствуют. В родительском доме, так же как в школе, гораздо меньше хвалят, чем ругают и наказывают. Впрочем, передков семье дети получают за хороший поступок материальное вознаграждение. Семейная педагогика с тревогой указывает на то, что особенно отцы (но и не только они) склонны в известной степени откупаться от ответственности за воспитание детей ценным подарком. Каждому следует знать: самый дорогой подарок не восполнит недостаток любви и внимания и не заменит чуткость.

Родители часто лучше, чем учителя, видят, старается ли ребенок вести себя сегодня тише и быть более внимательным, чем вчера. Они замечают, внимателен ли он по отношению к младшим или реагирует зло и несдержанно на все, что ему не по нраву. Поскольку у родителей детей немного, часто один или два, они могут полностью на них сосредоточиться.
Если ребенок с трудом чего-то добился, это, разумеется, надо оценить по достоинству. Погладить по голове, мимоходом поцеловать, слегка пожать руку, улыбнуться, сказать что-ни-будь одобрительное — выраженная так похвала вызывает дальнейшее усердие. Если ребенок долгое время вел себя плохо, если его часто ругали, такое поощрение при первом же шаге к исправлению укрепит его волю и желание в дальнейшем вести себя лучше.

Если родители непредвзято наблюдают своего ребенка, они могут заметить, что тот высокомерен и пренебрежительно относится к чужому труду, если ему самому все легко дается. Опасность этой позиции не следует преувеличивать, но нельзя и оставлять ее без внимания. Такому отношению нельзя дать укорениться. В такой ситуации даже вредно хвалить ребенка за то, что ему дается без особого труда. Ни один ребенок не ждет, что его будут хвалить за все, что он делает, если, конечно, в семье так заведено с самого начала. Если же нет, бывает очень трудно сломать установку на ожидаемую преувеличенную похвалу. Вполне естественно и уместно иногда хвалить ребенка за выполнение его постоянных _ обязанностей, как маленьких, так и больших дел. Так развивается здоровая вера в себя, которая столь же необходима, как и реальная самооценка.
Вера в свои силы особенно важна, если ребенку трудно вести себя хорошо. Если воля недостаточно сильна, чтобы противостоять, например, соблазнам, нередко именно похвала укрепляет в ребенке веру в свои силы. Кто еще помнит, как трудно ему было в школе не списать правильный ответ у товарища, по достоинству оценит силу воли ребенка, не поддавшегося искушению, хотя в его классе списывание не считается позором.

Если дети верят в себя, они уже не так зависимы от мнения друзей и одноклассников. Они знают, как должны поступить, и без всякого контроля ведут себя в соответствии с нашими требованиями. Часто ребенок долгое время ведет себя так, что заслуживает только похвалы. Вдруг что-то меняется. Ребенок становится дерзким и несдержанным. Родители не знают, что и думать. Реакция родителей часто сводится к возмущению, иногда связанному с оскорблениями в адрес ребенка и даже телесными наказаниями, потому что ребенок не оправдал родительских надежд. Это может пройти без последствий, но может и привести к педагогическим осложнениям. Особенно часто так случается с подростками.

Конечно, надо указывать ребенку на его правильное или неправильное поведение. Бывает целесообразно высказать свое разочарование или резкое неодобрение. Но некоторые папы и мамы слишком любят все запрещать. Нередко они грозят ребенку наказанием. Но страх перед наказанием не может быть долгое время единственным мотивом нормального поведения. Дети должны понять, что поступают неправильно и могут вести себя по-другому. Поэтому презрительные замечания («Никогда ты этого не выучишь!», «Всегда будешь последним!») или постоянные одергивания («Стыд какой!», «Ужас!», «Веди себя прилично!») не имеют никакого педагогического воздействия.
В одном случае можно лишить ребенка удовольствия, в другом ему надо показать перспективу, выход из конфликтной ситуации, полезно также дать ребенку какое-либо поручение. Особенно значима форма, в которой ребенок получает поручение. Не «С этого момента ты должен...», а «С сегодняшнего дня тебе разрешается...» Нельзя недооценивать такую форму обращения к ребенку, в которой требование связано с косвенной похвалой или выражением доверия. Форма выражения похвалы или доверия зависит от конкретной ситуации.

При оценке поведения детей следует исходить из результатов их поступков. Не следует учитывать и то, что ребенок, собственно, хотел сделать, а не только то, что из этого намерения вышло.
Следует постоянно искать мотивы поведения детей, проверять, понимают ли они закономерность наших требований. При этом нужны настойчивость и терпение, но не безграничное. Воспитание основано на том, что вырабатываются справедливые педагогические требования, которых затем надо неукоснительно придерживаться.

Продолжение

Реклама: