Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Похвалить или осудить (ч.3)

Воспитание не может осуществляться с помощью долгих разговоров. В одном случае следует без каких бы то ни было объяснений упражнять ребенка в нужном поведении, в другом случае воспитатель должен немедленно и строго осудить поведение ребенка. Но и взволнованный воспитатель должен владеть собой, как бы трудно это ни было, он должен «педагогически дозировать» свой гнев. Как часто родители наказывают ребенка, даже не зная истинных причин его поведения! Как часто ребенок совершает проступок, сам того не желая! Ему уже самому неприятно то, что случилось. В этом случае достаточно сказать, что поступок был неуместен, или просто предложить подумать о нем, а также о том, как предостеречь себя от дальнейших ошибок.

«Все дороги ведут в Рим», но тот, кто хочет быть воспитателем, должен прежде всего запастись спокойствием и терпением. Эти качества воспитателя — существенная предпосылка для того, чтобы его похвала укрепляла детей в их хорошем поведении, а его порицание постепенно сводило на нет их склонность к дурным поступкам. Поощрением могут быть при-ветливая улыбка, взгляд, кивок головы или несколько слов («Хорошо!», «Можешь все-таки!», «Прекрасно! Не ожидал от тебя!», «Уважаю!»). Требование, выражающее доверие родителей и часто косвенную похвалу, стимулирует хорошие поступки и предупреждает плохие. («Помоги мне, я знаю, что ты это умеешь!», «Трудно каждый день чистить обувь, но такой парень, как ты...», «Слушай внимательно, как ты слушал вчера пьесу по радио, тогда обязательно поймешь!»).
Книга или инструменты в подарок, увеличение карманных денег, исполнение давнего желания, неожиданная радость — все это педагогически полезно, когда связано с моральными стимулами, т. е. со словесной оценкой, которую ребенок воспринимает как поощрение. Материальные стимулы могут превратиться в бумеранг, если они сами собой разумеются, если за каждый хороший поступок ребенок ждет подарок. Дети должны ценить признание само по себе, а не потому, что оно имеет некое материальное выражение. Для того, чтобы поощрение и порицание достигали цели, надо иметь в виду следующее:

Поощрение или порицание должно быть умеренным. Не следует хвалить и ругать за мелочи.
Ребенок сам должен быть убежден в справедливости поощрения или порицания.

Реакция других членов семьи (поощрение и порицание старших братьев и сестер, бабушек и дедушек) не должна противоречить воспитательным намерениям родителей.
Никогда нельзя унижать достоинство ребенка. Похвала не должна быть преувеличенной, порицание нельзя высказывать в оскорбительной форме.

Предпосылкой для действенности поощрения и порицания в конечном счете является авторитет родителей, который ни в коем случае не может быть основан на страхе. Телесные наказания должны быть полностью исключены.

Реклама: