Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Вместе с детьми (ч.1)

Не бывает так, что дети просто перенимают от родителей правильные взгляды. Их надо постоянно учить правильному поведению, причем учить в доступной детям форме. При этом надо

иметь в виду, что у каждого поколения свой опыт. У большинства детей велика потребность знать, как было раньше, почему их родители в определенных ситуациях вели себя так, а не иначе, какими они были в молодости и т. д. Но это совсем не означает, что сами они в подобных ситуациях, случись они сегодня, вели бы себя точно так же, как когда-то их родители. И это вполне естественно, поскольку поведение людей обусловлено развитием общественных отношений в конкретный исторический период.
Молодежь, например, — писал В. И. Ленин, — неизбежно придет к социализму, но другим путем... не тем путем, не в той форме, не в той ситуации, что отцы.

Решающее различие состоит, вероятно, в том, что для наших детей, молодежи, даже для многих молодых матерей и отцов социализм есть данность, с которой они вырастают. «Молодежь приобретает социальный опыт здесь и сейчас... Это требует понимания от старшего поколения. Понимать — не значит снять с молодежи всю и всякую ответственность. Напротив, это значит спрашивать с молодежи всерьез. Но молодежь должна сначала научиться отвечать за себя и за других. Поэтому мы должны вовлечь ее в решение общих задач и проблем, знать ее интересы и направлять их, мы должны выслушивать мнение молодежи, уважать это мнение», — говорилось, например, на VIII педагогическом конгрессе. Процесс гражданского становления начинается с дошкольного возраста и с годами усложняется. Но если мы хотим, чтобы наши требования выполнялись, мы должны требовать то же самое, что и воспитатель в детском саду, учитель в школе. Мы слышим, как ребенок отказывается сделать что-либо со словами: «А наша воспитательница говорила совсем по-другому!» или

«В нашей группе это делают не так, как ты!». Независимо от возраста детей родители должны согласовывать свои требования с требованиями воспитателей и учителей, мастера и коллектива.

Старшее поколение нередко жалуется на строптивый характер подростков, да и детей тоже, па их стремление выбирать пути полегче, противопоставлять себя родителям и воспитателям. Часто пожилые люди осуждают «теперешнюю молодежь», потому что сами они в молодости были якобы «совсем другими». Если отвлечься от того, что последнее большей частью не соответствует фактам, следует заметить: отрицательные качества в детях можно предупредить только в том случае, если дети сами почувствуют, что жить с ними неприятно, что они действуют не так.

Вежливость — как мы ее понимаем и формируем в детях — выражается в благожелательности, умении активно воспринимать. Она включает в себя также готовность прийти на помощь. Она требует такта и сдержанности в общении с другими людьми, уважения к труду. Короче говоря: вежливость есть умение уважать в других людях равную и равноправную личность, даже если эти люди в чем-то неправы. То, что дети и подростки имеют свое мнение, настаивают на нем иногда даже вопреки здравому смыслу и забывают при этом о хороших манерах, можно списать на их возраст и горячность. Кроме того, и взрослые не всегда дают им хороший пример. Вежливостью и вниманием должно быть отмечено отношение старших и особенно родителей к детям. Но это не освобождает нас от обязанности педагогически вести ребенка, указывать ему на правильное поведение, требовать снова и снова такого поведения и упражнять в нем. Уважение к ребенку есть выражение нашего самоуважения. Оно заставляет нас тщательно обдумывать наши педагогические шаги и не прибегать к унизительным мерам.

Поскольку моральные нормы должны стать для подростка лично значимыми, недостаточно лишь сформулировать нравственные требования. Они должны быть — как пишет в своей работе «Принципы и пути развития психологии» известный советский психолог С. Л. Рубинштейн — предъявлены так, чтобы их принял тот, к кому они обращены. Это отправной момент. Борьба против слабых и дурных сторон в человеке будет тем успешней, чем вернее удастся открыть в нем те силы, которые при соответствующем управлении смогут послужить доброй цели. За шалостями и баловством нередко скрываются не находящие должного применения силы...

Продолжение

Реклама: