Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Воспитание это пример (ч.1)

Есть истина в старой поговорке: «Как старики поют, так молодежь чирикает». Однако в жизни эта взаимосвязь осуществляется в сложных проявлениях. Дети берут пример с родителей, знакомых, друзей и — что часто остается незамеченным — со старших братьев и сестер. Поведение всех взрослых оказывает разнообразное педагогическое воздействие на детей, и зачастую это происходит непреднамеренно. А как раз добрые намерения могут иметь отрицательные последствия, если родители все время ставят в пример себя или старших детей. В этом случае они, наконец, услышат: «Знаю, знаю, вы всегда все делали правильно, а Иене делает все' лучше меня. Я один такой дурак и должен всему у вас учиться».

Не в последнюю очередь влияют на мышление и поведение наших детей герои фильмов и книг. Подросткам нравятся герои, которым они могут подражать, герои, которые никогда, ни при каких обстоятельствах, как бы трудно им ни приходилось, не предают своих идеалов. Однако воспитывают образы героев, которые близки своим человеческим характером, т. е. дети видят их такими, какими они в самом деле были — людьми, которые любили и смеялись, могли проявить слабость, но оставались при этом людьми с сильным характером. И тогда их героизм, упорная борьба за свои убеждения, готовность везде и всегда защищать справедливость — становятся образцом гражданского поведения.
Нельзя, чтобы герои, жизнь которых служит примером для молодежи, превращались нами в недостижимые памятники, которые малышей удивляют, а у подростков вызывают в лучшем случае почтение. Такие «памятники» вряд ли могут влиять на поступки молодежи.

Дети должны понимать, что живые люди, их родители, родные и знакомые продолжают сегодня то, что начали когда-то революционеры, ученые, которые многим жертвовали ради ре-волюции, познания, поэты и мыслители, смело выступавшие за лучший мир. Но это воздействие исторических личностей начинает сказываться несколько позднее, когда ребенок будет в состоянии самостоятельно познавать мир, а сначала и прежде всего моральным образцом ребенку служат его собственные родители. Как они живут, что любят и не любят, кого уважают и кого избегают, — все это дети сначала воспринимают и принимают некритически, как должное.
Отсюда становятся понятны слова Фридриха Фребеля, основателя детских садов в Германии: «Воспитание — это пример и любовь, и больше ничего!»

Постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли. Некоторые папы и мамы ведут себя дома по принципу: здесь мне все можно. Они забывают, что дома их поведение критически оценивается или же некритически перенимается детьми, ошибочно полагая, что дети еще слишком малы, чтобы судить родителей, или подражать им. А дети кладут ноги на стол или ходят в грязных ботинках по чистому ковру —если так делает отец. Конечно, не может быть правил, обязательных для всех, но обязательно ли отцу давать отрицательный пример?
К сожалению, не все отцы и матери требовательны в истинно педагогическом смысле этого слова. Как часто они видят педагогические ошибки соседей, точно знают, как надо воспитывать чужих детей, но не в состоянии заметить собственные педагогические огрехи. Они не спрашивают, кто затеял драку, в которой пострадал их ребенок, кто был прав, а кто виноват. Верят всему, что говорит их собственный ребенок, он всегда прав, а виноваты всегда другие. Судят по внешним признакам, безосновательно обвиняют других детей, а нередко еще и их родителей. Никого не хотят слушать, потому что «наш ребенок такого сделать не мог», а «наш ребенок» все это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывая невинно пострадавшего.

Продолжение

Реклама: