Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Воспитание это пример (ч.2)

Как редко в своих ссорах родители думают о том, что у детей «есть уши», что они могут, например, притвориться спящими и выслушать все, что для них не предназначалось. Именно то, что люди у себя дома не привыкли вести себя сдержанно, часто отрицательно сказывается на воспитании. Тот факт, что всем членам семьи всегда известно все, что происходит в семье, должен был бы дисциплинировать даже родителей с холерическим темпераментом. И тут не поможет отговорка: «Я этого не хотел» или «У меня это как-то сорвалось». Если это так, и родители понимают, что ведут себя неправильно, они должны скорректировать свое поведение, пока дети еще не достигли возраста 8—9 лет. Дети сумеют это оценить.

Дети и подростки судят строже, категоричнее, чем взрослые. Не выполняя родительских требований, они считают, что те должны уступать. Часто они требуют от других того, чего не требует от себя. И так — начиная с чистоты и порядка в комнате и кончая вопросами большой политики. В таких случаях напрасно уповать на родительский авторитет, на мудрость возраста. Надо владеть собой и обсуждать вопросы по существу. Неплохо также и родителям и детям научиться просить друг у друга прощения, если они понимают, что были неправы или выбрали неверный тон разговора. Во всевозможных конфликтах прежде всего нельзя терять доверия друг к другу, и родители не должны избегать конфликтов там, где конфликтная ситуация пойдет на пользу воспитанию ребенка. Доверие — важнейшая основа совместной жизни в семье с благополучным климатом. Оно создает базу для действенности педагогических усилий.
То, что Кристиан Готлиб Зальцман, филантроп из Шнепфенталя, писал 170 лет назад, относится и к современным родителям: «Причины всех ошибок и пороков воспитанников воспитатель должен искать в себе... Это не значит, что причины всех недостатков и пороков воспитанников действительно находятся в воспитателе. Но значит только, что он должен искать их в себе...

Возможно, ты страдаешь несварением желудка или вследствие простуды мучаешься насморком, или расстроен неприятным происшествием, или прочел что-то, что тебя все еще зани-мает. Каждая из этих случайностей может превратить тебя в совершенно иного человека...
Вчера ты входил к своим малышам с бодрой душой и пламенным взором... а сегодня... ах! ты больше не тот человек, что был вчера. Твоя душа печальна, твой взгляд мрачен и неприветлив, твои воспоминания сухи, каждая детская шалость вызывает у тебя гнев... Ну так будь искренним и признайся сам себе, что причина того, почему твои воспитанники сегодня не так хороши, как они были вчера, — в тебе».

Сила примера также велика в идейно-политическом и нравственном воспитании, как и в воспитании, казалось бы, мелочей. Даже походку сын перенимает у отца, дочь у матери.
К сожалению, дети перенимают не только хорошее, но и недостойное подражания поведение и образ мыслей. Поэтому опытные родители всегда подчеркивают, что воспитание детей —это прежде всего самовоспитание, взаимное воспитание отца и матери, взаимное воспитание родителей и детей.
Как часто приходится слышать: «Я скромный и трудолюбивый, я не пью и не курю. Откуда у ребенка эти ужасные качества?» Некоторые родители бывают удивлены, когда их дети вырастают прилежными учениками, проявляют художественную одаренность и честолюбие, хотя сами они лишены этих качеств.

Я знаю одну мать, которая вообще сознательно не воспитывает, не следит за тем, выполняет ли ее дочь школьные и другие обязанности. Она, как ей кажется, пускает все на самотек, и все же ее пятнадцатилетняя дочь являет собой «великолепный экземпляр» воспитания. Эта мать разведена, свободное время она проводит вместе с дочерью, обсуждает с ней свои собственные проблемы и как бы между прочим передаст ей свой образ мыслей и способ поведения.
Как показывают жизненные факты, именно родители дают основной пример для детей и подростков. Дети хотят быть «как мама», знать столько, «сколько папа», «быть такими же ува-жаемыми на работе и у соседей, как родители», так же хорошо «водить машину, как папа». Только после этого дети называют старших братьев и сестер и других родственников. Начиная примерно с VII класса, с 13—14 лет, детей начинают увлекать и другие примеры. Большую роль начинают играть неизвестные им люди: литературные и исторические личности, герои кино-фильмов. Часто подростки пытаются подражать им, так же как раньше и родителям. И все же родители только тогда перестают быть примером для детей, когда обнаруживают полное непонимание их проблем. Правда, сегодня мы уже не говорим, что дети отчуждаются от родителей, как это часто писали раньше. Но расширение кругозора, повышение образовательно-го уровня, конечно, раздвигают поиск идеалов. При этом дети не отказываются от взглядов и моральных ценностей, полученных от родителей. Обычно в новых примерах они ищут те же ценности, но литературные герои, например, представляются им более совершенными. Одновременно далекие примеры приводят к тому, что дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда даже просто внешним признакам.

Социологическое изучение современной молодежи показывает, что у многих подростков нет любимого героя, которому они хотели бы подражать. В сочинениях и дневниках таких подростков мы читаем: «У меня нет любимого героя, потому что я думаю, что у каждого человека своя собственная жизнь. Ни один человек не может быть таким, как другие».
Если люди в их ближайшем окружении, особенно родители, старшие братья и сестры, учителя и друзья, понимают проблемы, которые обрушиваются на детей в подростковом возрасте, то такие люди становятся «доверенным лицом подростка». Они обращаются к таким людям даже с так называемыми интимными вопросами. Родители остаются для них тогда «самыми лучшими». Так, например, подросток пишет: «Для меня пример мой отец. Он бригадир на инструментальном заводе, и у него уже много наград. Он и после работы думает о том, как можно работать еще лучше. При этом у него всегда есть для нас время. И самое главное — он умеет слушать. Поэтому с моими проблемами я иду к нему».
Подобное понимание родителями своих детей, безыскусное общение с ними, которое прежде всего выражается в совместной деятельности, но не в постоянных замечаниях — основание того, что родители будут постоянным примером для детей.

Некоторые родители полагают, что им только тогда следует начать следить за собой, когда дети начинают понимать, что хорошо и что плохо, что справедливо, и что несправедливо. И это якобы происходит только в возрасте 10—12 лет. «В действительности фундамент воспитания закладывается до пяти лет, и то, что вы сделали до пятого года жизни — это 90% всего воспитания. Позже это воспитание продолжается. . .», — подчеркивал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям и призывая их не упустить благоприятного для воспитания детей времени.

Великий русский писатель Лев Толстой писал в старости: «От меня новорожденного до меня пятилетнего огромное расстояние. От меня пятилетнего до меня сегодняшнего только один шаг». В первые три года жизни вес детского мозга увеличивается втрое, за весь дальнейший период роста мозг прибавляет в весе четверть своего веса. Именно в первый период закладываются основы для развития важнейших навыков и умений.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются чувства и формируются черты характера.
Отношения родителей к детям и к друг другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера и настроение — все это младенец и ребенок дошкольного возраста воспринимает более или менее отчетливо, получая положительные или отрицательные впечатления. Иногда молодые родители удивляются, почему плачет их здоровый, сытый и только что перепеленатый малыш. Они опасаются, не заболел ли он. Они не замечают, что причина в них самих, потому что они сейчас разговаривают друг с другом громко и недружелюбно. Может быть, даже кричат друг на друга.
Если такие сцены повторяются часто, если ребенок переживает их ежедневно, то малыш к ним быстро привыкает, его восприятие притупляется; уже здесь лежит зародыш позднейшей грубости чувств, которая нередко обращается на самих родителей и на которую родители в дальнейшем будут так часто жаловаться. В то же время ребенок и сам начинает при каждом удобном случае повышать голос. Он делается капризным и требовательным. Подрастая, он начинает грубить.

Конечно, может случиться и так, что ребенок замкнется в себе и станет запуганным и часто будет потихоньку плакать. Позднее он не осмелится иметь собственное мнение, не суме-ет утвердиться в жизни и настоять на своем. Родители будут испуганно спрашивать: «Откуда это только у него? Мы же совсем другие!»
Иногда от недостатка внимания начинается то, что приводит затем к так называемому сенсорному голоду малыша. Его потребность во внимании и доброте не сможет быть удовлетво-рена ни материальными заботами, ни даже покупкой дорогих и красивых игрушек. Воспитание предъявляет большие требования и к отцам и к матерям, а не только к последним, как часто утверждают. Родители должны при каждой возможности приветливо разговаривать с ребенком, заниматься с ним. Ни в коем случае нельзя недооценивать роль отцов в воспитании даже совсем маленьких детей. Подчеркнуть это тем более необходимо, что воспитанием в яслях, детских садах и школах почти исключительно занимаются женщины, хотя исходящие от мужчин воспитательные импульсы тоже имеют большую ценность.

Достойная жизнь наших детей, а также конституционное право и обязанность родителей воспитывать детей в духе социализма вырастают в священный долг — претворить любовь к детям в собственное примерное поведение.
Напомним еще раз:
Сегодняшняя молодежь тоже любит примеры исторических, литературных героев, но прежде всего на нее влияют живые люди нашего времени. На них молодежь ориентируется, подражая или отдельным качествам или всему поведению людей, которых она уважает.

От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспи-тании.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к Другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов.

В заключение следует подчеркнуть: мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно, чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Никогда не следует забывать:
Воспитание — это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и конечно соответствующая организация жизни детей.

Реклама: