Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Мы разводимся

Родители Ренаты поженились шесть лет назад, когда мать уже была беременна. Матери девочки, по профессии официантке, веселой, немного поверхностной и жизнелюбивой от при-роды, «не повезло» при первом же любовном опыте. Отец Ренаты, добродушный, несколько медлительный столяр, не был огорчен случившимся. Оба полагали, что женятся по любви. И как это часто бывает: требования друг к другу до брака были невелики, но стали расти с годами. «Раковой» болезнью для этого брака оказалось то обстоятельство, что супруги не сумели правильно построить свои сексуальные отношения. Муж не замечал неблагополучия в браке. Тем острее его ощущала жена. Но вместо того, чтобы откровенно обсудить эти проблемы с мужем, сходить в семейную консультацию или к врачу-специалисту, женщина изводила мужа упреками. Отец заботился о том, чтобы Рената как можно меньше замечала несогласие в семье. Жена много работала, поэтому забота о ребенке, контакты с детским садом, а позднее со школой в основном легли на плечи отца. Какое-то время девочка не

замечала, что мамы все чаще не бывает дома. Однажды мать Ренаты зашла за ней в школу.
По дороге домой она рассказала дочери, что хочет развестись. Сказала, что Рената останется с ней, и пообещала девочке много заманчивого в их будущей жизни вдвоем. Рената, которая поняла только, что они с мамой куда-то уедут, с восторгом согласилась. После обеда она, сияя, сообщила всем во дворе: «Мы разводимся, и я уезжаю вместе с мамой». Такая же довольная она встретила отца, который уже знал от матери, что в случае развода девочка хочет остаться с ней. Отец стал объяснять Ренате, что для нее значит развод. Неужели она в самом деле больше не хочет его знать, спросил он. Рената пришла в величайшее возбуждение. Она кричала, рыдала и умоляла родителей помириться. Но мать, у которой уже была связь с другим мужчиной, не хотела прислушиваться к просьбам ребенка. Она настаивала на том, чтобы Рената «сделала выбор». Собственная судьба была для нее важнее, чем судьба ребенка. Рената заболела нервной горячкой. Она не смогла справиться с ситуацией. Она только чувствовала, что надвигается что-то страшное, непоправимое, и была потрясена до глубины души. (В другом месте мы еще вернемся к судьбе Ренаты.)

Все, что было сказано о воздействии конфликтных отношений между родителями на ребенка, касается также и крайней степени конфликта: развода. С той, однако, разницей, что в этом крайнем случае полностью отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи. Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно и безоглядно, часто для того, чтобы приглушить собственное чувство вины и оправдаться перед самим собой. Такие конфликты действуют на ребенка еще более разрушительно.
Замечено, например, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ре-бенком как освобождение от кошмара.

Научные исследования доказывают, что есть прямая связь между атмосферой в семье и успеваемостью школьников. Исследовались отдельно сильные и слабые ученики. «Лучшие ученики живут, обычно, в образцовых, гармоничных семьях, в то время как в семьях отстающих учеников наблюдается атмосфера постоянных ссор или разложение семейных отношений в целом... В 85% семей наших отстающих учеников отношения неблагополучны. Четверть отстающих учеников живет в неполных семьях... Если родители постоянно раздражены, у ребенка возникает дефицит внимания, любви и исполненного юмора общения. Дети разрываются между двумя враждебными лагерями. Им негде научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается».
Здесь мы предоставили слово психологу из ГДР доктору Гансу Леве, который занимался проблемой отстающих учеников в школе и касался в связи с этим нашей темы. К похожим выводам пришли также советские педагоги и психологи, а также исследователи в капиталистических странах. Например, советский педагог Трофимов писал в 1954 году о влиянии развода на детей в одной из своих работ: «Поведение школьников заметно меняется. Они становятся замкнутыми, на уроках невнимательны, раздражительны и часто без всяких оснований злы на своих товарищей по классу».

Следует ожидать, что супруги с детьми именно из-за детей приложат все старания для того, чтобы преодолеть конфликты и создать гармоничную семью. Если же несмотря на все усилия это не удается, то развод становится лучшим выходом из положения и для детей, когда этот решительный шаг создает лучшие условия для их дальнейшего развития.

Реклама: