Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Всегда ли остается с матерью маленький ребенок

Если родители не могут договориться о том, кому из них должно быть предоставлено право на воспитание ребенка, суду, разумеется, гораздо труднее вынести свое решение; часто гораздо труднее, чем решение по делу о разводе, особенно если у обоих родителей примерно равные условия для воспитания ребенка. Решение принимается после тщательного взвешивания многих обстоятельств. Остановимся на наиболее типичных случаях. Поскольку примерно половина всех детей, которых затрагивает развод, находится в младшем дошкольном возрасте, посмотрим сначала, всегда ли такой маленький ребенок Должен оставаться с матерью. Чтобы ответить на этот вопрос, поясним положение дел. В буржуазном обществе мужчина и женщина имеют различное положение в обществе, что обусловлено капиталистическим законом о собственности. (Известен факт двойной эксплуатации женщины в буржуазном обществе.) В этой связи находится и распределение ролей в семье, мужчина добывает средства, а женщина отвечает за домашнее хозяйство и воспитание детей. Чтобы идеологически оправдать это обстоятельство, совершается переоценка, даже мистификация биологической связи между матерью и ребенком. Эта позиция преодолевается в большинстве случаев, так как равноправие само утверждает себя в жизни— процесс, имеющий материальные и идеологические причины. Между тем научно доказано, что тесная близость с ребенком возникает из занятий с ним, из работы по удовлетворению его физических, эмоциональных и духовных потребностей. Каждый может выполнять эту работу в семье — отцы с той же лаской, с тем же интересом и ловкостью, что и матери, с самого начала заботятся о благе своего ребенка. И это абсолютно необходимо как для равноправия женщины, так и для развития личности мужчины. Поэтому при разводе такие отцы стремятся удержать за собой право воспитывать ребенка. Это обнадеживающее явление — но оно предъявляет повышенные требования к судам и органам социальной помощи. Мы находимся в процессе переосмысления который должен затрагивать не только супружескую пару судью, сотрудников органов социальной помощи, но и ближайших родственников разводящихся супругов и их коллег. Да, общественность начинает сознавать, что старые, простые формулы недействительны., Это переосмысление для многих пред-ставляет собой противоречивый и иногда болезненный процесс.

Из исследований, например, следует, что примерно треть отцов требует права воспитания для себя, и это независимо от уровня образования, возраста и числа детей. Это говорит о том, что во всех классах и слоях общества прокладывает себе дорогу новое понимание роли отца. Примеры из практики могут пояснить сказанное.
Тридцатилетний отец и двадцатилетняя мать имеют ребенка, которому к моменту развода пятнадцать месяцев. Мать вскоре после рождения ребенка начала изучать медицину. Отец смог договориться со своим предприятием о временном рабочем дне, чтобы больше внимания уделять ребенку. Когда ребенку исполнился год, он отдал его в ясли и постоянно беседовал с воспитательницей. Между ребенком и отцом существовали тесные отношения. Мать познакомилась с сокурсником, который «больше нравился ей, чем муж» — как она призналась. Она решила создать новую семью. Она, безусловно, тоже занималась ребенком и делала положенную ей часть домашней работы. Но в основном занимался с ребенком отец. Суд, исходя из этого объективного положения, при разводе присудил право на воспитание отцу.

Аналогичные выводы суд делает, когда речь идет о гораздо более распространенном случае: мать, в первые годы жизни ребенка, занимается с ним несравнимо больше отца. Эту возможность предоставляет ей социальная политика государства. Продление декретного отпуска до 26 недель, возможность получать часть заработной платы и не работать для матерей (с двумя и более детьми) до исполнения детям одного года, а также возможность получить дополнительную субсидию в случае, если нельзя получить место в яслях, — все это привело к тому, что именно мать заботится о маленьких детях долгое время. Это обстоятельство может привести к тому, что, в случае развода, мать будет иметь больше преимуществ при вопросе о предоставлении права на воспитание, потому что сами собой сложились ее отношения с ребенком, которого она постоянно опекает и о котором заботится. Но даже и в такой ситуации не надо упрощать вопрос. Речь идет не о количестве времени, проведенном с ребенком, а о качестве отношений с ним. Решая, кому предоставить право на воспитание, надо установить, насколько интенсивны были духовные и эмоциональные отношения, как использовалось время, отведенное для общения с ребенком. Знают ли родители интересы ребенка? К кому ребенок обращается с вопросами? С какими вопросами к отцу и с какими к матери?

Президент Верховного Суда указывает на то, что требование будить и развивать в детях черты юных идеалистов относится и к семейной жизни, где должна быть усилена роль отца.
В судебных разбирательствах некоторые отцы, требующие себе права на воспитание, становятся в тупик, слыша вопросы о том, какие интересы у их ребенка, как они занимаются с ним, каковы успехи ребенка в школе и кто ходит на родительские собрания. Из ответов сразу видно, знает ли отец ребенка и принимает ли участие в его жизни. То же самое касается матери. Еще бытуют представления о том, что матери достаточно доказать, что она готовит и стирает для ребенка, —и она получает право на его воспитание. При таком взгляде неработающая мать всегда может иметь больше шансов на это право, что со-вершенно явно противоречит смыслу Закона о семье.

Не исключены и заблуждения, что более высокий образовательный уровень одного из родителей дает ему приоритет в праве на воспитание. Это не так. Конечно, с возрастом такой отец или такая мать приобретают большее значение для развития интересов ребенка, для формирования его эмоциональной и духовной жизни. Но процесс воспитания не идентичен процессу передачи знаний — он в гораздо большей степени представляет собой формировании общественных навыков, а также осмысленную и целенаправленную организацию жизнедеятельности ребенка. Если превосходство в образовании одного из родителей становится действенным в воспитании и ведет к тому, что возникают тесные отношения с ребенком, тогда этот родитель получает преимущество в предоставлении ему права воспитывать ребенка.
Один пример: инженер Н. с согласия жены поехал в заграничную командировку. Жена оставалась дома с двумя детьми (одного года и четырех лет) и временно не работала. Она познакомилась с мужчиной, которого полюбила, и больше не хотела жить со своим мужем. Хотя супруг любил своих детей и был образован, его воспитательное влияние, из-за длительного отсутствия, стало незначительным. Нельзя было не заметить и того, что между ним и его четырехлетним сыном возникло отчуждение (которое жена совсем не пыталась устранить). Передача права на воспитание жене было единственно возможным решением на основе реально сложившейся ситуации. Развод может произойти и иначе, когда дети старше и отец своими письмами, своим поведением, своим примером влияет на детей и остается для них образцовой личностью.

Схематичное противопоставление образовательного уровня и профессиональной квалификации отца и матери должно быть отвергнуто еще и по следующей причине: многие женщины останавливаются в своем профессиональном развитии из-за раннего материнства или из-за материнства вообще. В таком случае вопрос состоит в том, готова ли мать использовать различные возможности для своего образования и развития. Если этого стремления нет (оно должно быть доказано фактами, а не предположениями) — то следует предпочесть отца как воспитателя. И при иных обстоятельствах стремление матери к са-мообразованию может быть решающим фактором при присуждении права на воспитание. Мать, которая действительно любит ребенка, будет готова расширять свои знания и умения хотя бы из любви к нему. Это доказывается тем, что многие женщины, чей брак вовсе не находится под угрозой, развивают себя в профессиональном отношении, учатся на курсах в институтах, чтобы хорошо воспитывать своих детей, быть им примером и помощницами в учебе.
Суммируя сказанное, можно добавить, что матери чаще имеют тесный контакт с детьми и большее воспитательное влияние, но что с развитием социалистического образа жизни уси-ливается роль отца в уходе за ребенком и его воспитании, а это является для ребенка большой радостью. В любом случае должно быть изучено фактическое положение дел, причем необходимо учитывать будущие потребности ребенка и будущее развитие родителей.

Вопрос заключается не в том, чтобы искать факты против права матери на воспитание в пользу отца, а в том, чтобы выяснить, кто из родителей способен лучше обеспечить форми-рование ребенка как личности социалистического общества.

Реклама: