Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Мнение ребенка

Во время одного из судебных процессов право на воспитание восьмилетнего Франка было передано матери. Суд руководствовался тем, что до развода она хорошо заботилась о мальчике и можно было надеяться, что так будет и после развода. Отец в этом смысле представлялся куда менее надежным. Однако суд упустил из внимания, что между отцом и впечатлительным ребенком существовала чрезвычайно сильная взаимная привязанность. Франк часто навещал своего отца, который переселился к живущим неподалеку родителям, иногда эти посещения оставались тайной для матери мальчика. С матерью он был замкнутым, часто ссорился с ней, а отца слушался. Однажды он отказался вернуться домой к матери.

Мать, которая тем временем вышла замуж и ждала в новом браке ребенка, посоветовалась со своими коллегами, учителями, которые сочли, что для Франка было бы лучше остаться у отца. Они не советовали ей добиваться возвращения ребенка через суд. К тому же бабушка и дедушка со стороны отца тоже готовы были взять на себя часть забот о ребенке. Родители договорились, что Франк будет регулярно навещать мать, и ходатайствовали о передаче права на< воспитание отцу. Такое разумное поведение отвечало общим интересам и прежде всего интересам ребенка. Со временем отношения Франка с матерью наладились. Она завоевала его доверие тем, что отказалась от права на воспитание. Если бы суд с самого начала правильно оценил отношения Франка с родителями, многих сложностей можно было бы избежать.
Ранее уже указывалось на добрые отношения между ребенком и воспитателем как на залог успеха в воспитании. Поэтому здесь остановимся на других, не менее важных вопросах. Мотивы, по которым ребенок отдает предпочтение одному из родителей, могут быть самыми разными. Естественно, что ребенок тянется к тому из родителей, чью любовь он чувствует, кто сердечен и весел и справедлив, кто заставляет думать, ставит выполнимые требования и умеет вызвать чувство у ребенка, а затем сознание собственного достоинства. Если родители при этом дополняют друг друга, ребенок в равной степени любит и отца, и мать.

Учительница в начальной школе попросила детей II класса (восьми лет) ответить на вопрос, кто является для них примером. 13 детей назвали обоих родителей, 5 детей—только отца, 2 — только мать, остальные — других лиц.
Ситуации в семьях разъясняют оценки детей. Двое отцов, не названных детьми, являются алкоголиками и грубиянами, пять матерей, не названных детьми, или чересчур жестки в своих воспитательных методах, неуравновешенны или пренебрегают семьей в различных отношениях.

С ранних лет отношение отца и матери друг к другу оказывает влияние на ребенка. Грубое обращение родителей друг с другом или ежедневные ссоры заставляют ребенка вступаться за того, кто страдает больше. И это чувство сострадания и неприятия одного из родителей может расти. Примерно с десятого года жизни ребенок выводит свои оценки, исходя и из успехов родителей на работе и в общественной жизни, прежде всего тогда, когда эти успехи признаны и пользуются общим уважением. Эта сторона родительской жизни только тогда положительно влияет на ребенка, когда с ним сохранены близкие отношения. В противном случае может происходит перенос отрицательного отношения родителей на их деятельность.
Нередко отцы или матери думают, что у них есть большее право на ребенка, потому что он чувствует себя особенно близким к одному из них. На самом деле дело в том, что в ожи-дании развода родители часто стараются перетянуть ребенка на свою сторону. Могут быть различные причины того, что связь с одним из родителей сильнее, чем с другим. Но этот факт не должен вести к выводу, что кто-то из родителей обладает более ценными качествами, чем другой. Например, отрицательно говорит о матери то, что она настраивает ребенка против отца.

Ясно, в каком тяжелом положении оказывается суд, когда ему надо решить, были ли отношения между родителями и ребенком настоящими или искусственно созданными. Обычно суду трудно разобраться в связях ребенка с родителями, ибо этим связям много лет. Чем старше ребенок, тем прочнее эти связи и тем более необходимо уважать их. Лишь только если успех воспитания невозможен из-за отсутствия каких-либо качеств у одного из родителей, или если можно доказать временный характер отношений между ребенком и одним из родителей — тогда суд решает в пользу другого.
Мы разобрали вопрос, каким образом могут быть проанализированы отношения ребенка и одного из родителей. Дети должны быть отстранены от бракоразводного процесса. Лишь в крайних случаях можно выслушать ребенка. Предстать перед судом с показаниями ребенок может, только если он старше четырнадцати лет. Дети меньшего возраста, если это необходимо, выслушиваются органами опеки над несовершеннолетними. Выслушиваются показания ребенка и в том случае, если ребенок достиг необходимой духовной зрелости. Поэтому суд часто ищет доказательства не в ребенке. Важнейшие источники — это родители. Умным и точным опросом родителей суд постигает жизнь семьи; он узнает, как родители ведут семейную жизнь, как они оценивают ребенка, какие воспитательные методы они используют, как они вводят ребенка в круг общественных проблем с учетом его возраста и т. д; таким образом, суд может составить себе общую картину отношений ребенка и его родителей.

Реклама: