Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Если ребенок не хочет навещать мать

Вспомним о маленькой Ренате, которая упоминалась в самом начале книги. Ее отец, получивший право на воспитание, снова женился, когда Ренате было 8 лет. Скоро у Ренаты появилась любимая сестричка. В новой семье ей было тепло и уютно. Родная мать Ренаты не изменила своего поверхностного и небрежного отношения к дочери. Ей всегда было некогда, когда Рената к ней приходила, и интересовали ее только новые платья дочери. Конфеты, сладости не компенсировали внутренней пустоты отношений. Рената, все более неохотно навещавшая мать, однажды вообще отказалась ее видеть. Что было делать отцу? Мог ли он сделать что-нибудь больше, чем уговаривать и объяснять, что мать огорчится, если Рената не придет? Должен ли он был наказать дочь? На это он, конечно, не мог 'решиться. Не требуется много фантазии, чтобы представить себе, как безрадостен был бы вынужденный визит, если бы отец заставил дочь навещать мать. Ребенок искал бы отговорки, притворялся больным и т. д., чтобы только избавиться от обременительной обязанности.

Таким образом: хочет ли сам ребенок контакта — это зависит от духовного и нравственного богатства родителя, не получившего права на воспитание, от его сердечного тепла. Отсутствие всего этого гораздо сильнее сказывается на отношениях ребенка и родителей, если родители разведены. Само собой разумеется, сказанное касается и случаев, когда ребенок не хочет видеть отца, не получившего права на воспитание. Нежелание ребенка навещать отца или мать могут поддерживать его новая семья или другие родственники. Но это ничего не меняет. Против желания ребенка контакты с родителем, ушедшим из семьи, практически невозможно восстановить.
С помощью таких или похожих вопросов не получивший права на воспитание иногда пытается проникнуть в жизненную ситуацию ребенка, то ли из искренней заботы о ребенке, то ли затем, чтобы использовать отрицательный ответ в своих целях, или затем, чтобы узнать побольше о жизни бывшей жены хотя бы таким образом. Чем бы ни руководствовался он, эти настойчивые вопросы действуют на детскую душу как медленный яд; с точки зрения педагогики они вредны. Как и в полной семье, где родители не должны настраивать ребенка против друг друга и, наоборот, должны делать все возможное, чтобы укреплять родительский авторитет, так и не получивший права на воспитание должен всегда думать об укреплении авторитета воспитателя. Как известно, без авторитета воспитание невозможно.

Воспитатель будет воспринимать настойчивые вопросы ушедшего из семьи как вмешательство в семейные дела и будет защищаться, препятствуя его контактам с ребенком. Если ушедший из семьи не хочет ставить под угрозу свои отношения с ребенком, он должен уважать новые обстоятельства его жизни; он должен совершенно ясно осознавать, что с расторжением брака перестала существовать и прежняя семья. Личные отношения с ребенком и бывшим супругом строятся теперь на полностью иной основе. Они лишь тогда имеют смысл, когда в них вложена забота о будущем ребенка. Эти последние соображения должен иметь в виду и получивший право на воспитание. Родителю, который хорошо знает своего ребенка, такие вопросы и не нужны. По ребенку всегда видно, хорошо ли ему дома.

Реклама: