Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

Каждое посещение - праздник

М., машинист на железной дороге, видит обеих дочерей от первого брака лишь раз в полтора месяца. Девочки 9 и 12 лет очень ждут этого дня, потому что за короткие часы встречи Отец успевает дать им много. Он разговаривает с детьми об ИХ заботах и желаниях, справляется о школьных успехах, дает советы и таким образом влияет на интересы детей. Конечно, такие встречи воспитывают. Иногда они играют во что-нибудь вместе, а другой раз идут в кафе, в кино или детский театр. Из поездок он часто привозит детям подарки.

Жена М., мастер на предприятии, сначала не очень одобряла встречи детей с отцом. Ее раздражало, что дети возвращались каждый раз в восторге от свидания с отцом, который, как думала М., без всяких причин оставил семью. К тому же он делал детям такие подарки, которые ей самой были не по карману. Она опасалась, что от этого у детей разовьются слишком большие потребности, может сформироваться неправильная жизненная позиция, тенденция к высокомерию; она боялась также, что пострадает ее авторитет. Вместе с тем она не хотела ограничивать общение детей с родным отцом. Она видела их радость, чувствовала положительное влияние отца на девочек, думала также и о том, что с ней, как с любым человеком, может что-нибудь случиться, и тогда будет кому позаботиться о детях. Тщательно все обдумав, она решила следующее: прежде всего надо позаботиться о том, чтобы и в ее жизни с детьми были свои праздники. Она не имела права погрязнуть в буднях с бесконечными обязанностями на работе и дома, она должна была найти способ углубить свои контакты с детьми. Она решила, что девочки должны поближе узнать ее жизнь и работу. Может быть, не стоило так часто жаловаться на жизнь—это ей и самой уже надоело — почаще хвалить детей, а ругать только за серьезные проступки, но и тогда не унижая их. Это сделает жизнь с детьми веселее и легче и повысит ее авторитет. Ей не следовало так бояться за свой авторитет, и конечно, создать непринужденную товарищескую атмосферу в общении с девочками. Затем, преодолев свои чувства, она поговорила с отцом детей. Она попросила его не делать детям так часто дорогих подарков. Если же он хочет больше помогать детям материально, он может увеличить ежемесячную денежную помощь или делать это каким-то другим способом, но через нее. М. понял ее и попросил держать его в курсе всех воспитательных проблем, чтобы он тоже мог способствовать их разрешению и чтобы дети слышали критические замечания не только от матери. Он также решил дать понять девочкам, что и для него их посещение — праздничный день, не похожий на все остальные, чтобы у них не возникало неправильных представлений об образе жизни отца и тех преимуществах, которые им якобы дала бы совместная жизнь с ним. После того, как родители обо всем договорились, все встало на свои места.

Таким образом, для того, чтобы контакты с родителем, ушедшим из семьи, служили интересам ребенка и не раздражали его ближайшее окружение, необходима договоренность и согласованность действий родителей. В обсуждении этих проблем желательно участие отчима или мачехи, поскольку по закону они также несут ответственность за неродных детей. Часто бывает необходимо изменить методы воспитания. Даже в полной семье разобщенность действий родителей может иметь тяжелые последствия для развития ребенка. Такими последствиями могут быть неискренность и лицемерие, нетвердость характера, небрежное отношение к учебе, прогулы и даже правовые нарушения. Но если в полной семье ошибки в воспитании одного из родителей часто сглаживаются усилиями другого, при раздельной жизни родителей это редко бывает возможно. Но в гораздо большей степени, чем в полной семье, требуются педагогические усилия, чтобы избежать конфликтов.
Обобщая сказанное, заметим: если встреча с родителем, ушедшим из семьи, для ребенка праздник — в этом нет ничего плохого, напротив, это и должен быть праздник для обеих сторон. Нежелательно только, чтобы это были единственные праздники в жизни ребенка и чтобы во время таких встреч допускались педагогические ошибки.

Здесь надо указать на еще одну проблему. Часто можно наблюдать, как постепенно угасает интерес к ребенку у родителя, ушедшего из семьи. Возникают отношения с новыми людьми, работа оставляет мало времени, кто-то переезжает в другой город и т. д. Нельзя только забывать, что ребенок страдает от этого непонятного для него охлаждения или даже разрыва отношений. Право на общение с ребенком содержит в себе и нравственную обязанность — поддерживать это общение постоянно. Если какое-то время вы не можете видеть ребенка, надо ему написать или поставить в известность бывшего супруга. Уважение к личности ребенка требует по крайней мере, чтобы перед ребенком извинились. Если контакт прерывается на длительное время, открытки или письма должны давать ребенку уверенность, что папа или мама о нем помнят. Такие письменные контакты важны даже в том случае, если ребенок1 еще не умеет читать и писать. Тот из родителей, у которого живет ребенок, должен ему помочь прочитать письма и, если ребенок хочет, написать ответ.

Реклама: