Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

В каких случаях контакты должны быть исключены

Из сказанного выше ясно, что общение с ребенком родителя, ушедшего из семьи, может быть бесконфликтным и способствовать воспитанию и развитию ребенка только при наличии доброй воли со стороны обоих родителей. Эта «добрая воля» во многом зависит от того, насколько родители сумеют отказаться от узко эгоистической, уходящей корнями в буржу-азное классовое общество позиции. Мы показали, какую большую роль играют педагогические усилия, тактичное, умное поведение родителей и их отношение к ребенку. Не в последнюю очередь общение с ребенком определяется душевным складом самого ребенка. Чувствительный ребенок будет вести себя иначе, чем менее впечатлительный.

По закону родитель, ушедший из семьи, имеет право на общение с ребенком, но порядок общения устанавливается самими родителями. Умные родители понимают, что они должны свести к минимуму психические нагрузки, выпадающие на долю ребенка в связи с разводом. Они сохраняют ребенку человека, любовь, опыт и помощь которого нужны ребенку и сейчас, и в будущем, человека, поддержка которого может оказаться весьма существенной и для того, у кого ребенок остается. Так, фрау Р. была рада, что на время своего многомесячного пребывания в больнице она могла оставить ребенка у отца, с которым у нее был постоянный контакт. В другой семье девочка оставалась у отца, когда мама уезжала в командировки. И это было очень большой поддержкой для матери, которая выполняла ответственную работу.
Контакты с родителем, не получившим права на воспитание, особенно эффективны, когда они не слишком регламентируются в надежде, что постепенно потребность в контактах во-обще исчезнет. Такие ограничения, как: контакты должны иметь место каждые 3—4 недели и продолжаться несколько часов под наблюдением родителя, получившего право на вос-питание—это порождение буржуазной бюрократии! Наше общество не может ориентироваться на подобные позиции. Современные родители используют право на общение многообразно. В частности, проводят с ребенком отпуск и другие свободные дни.

В Законе не предусмотрено, что право на общение может осуществляться с помощью принудительных мер, т. е. Закон полагается на высокую нравственную и правовую сознательность родителей. Произвол в этом вопросе есть выражение презрения к праву и морали. Против неправильной позиции родителей должна резко возражать общественность. Судебные органы могут вмешаться лишь в том случае, если отсутствие контактов с отцом или матерью наносит серьезный вред ребенку, особенно развитию его личности.
Хотя не так уж и часто, но бывает еще, что из-за неверной позиции родителей в этом вопросе возникают сложные педагогические проблемы. Если конфликт ребенка с родителем, получившим право на воспитание, принимает такие резкие формы, что тот уже не может оказывать на ребенка воспитательное воздействие, передача права на воспитание другому родителю становится неизбежной при условии, что он может обеспечить нормальное развитие ребенка.

Не во всех случаях желателен контакт с родителем, не получившим права на воспитание. Есть даже правовая возможность исключить такой контакт на определенное или неопре-деленное время, а именно тогда, когда контакт вреден или опасен для воспитания ребенка.

Лишение права на общение может осуществляться на определенное или неопределенное время. В частности, отец или мать лишаются права на общение с ребенком на неопределен-ное время, если:
ребенок испытывает сильную неприязнь к родителю, не получившему право на воспитание;
отец или мать не заботились ранее о ребенке, хотя имели для этого возможности;
отец или мать ведут антиобщественный образ жизни или подвергают ребенка дурному влиянию со стороны других лиц;
отец или мать страдают заразной болезнью; в результате общения у ребенка формируются неправильные установки и дурные черты характера.

Причиной для лишения права на общение на определенное время могут служить, в частности, следующие обстоятельства:
ребенок был так потрясен обстоятельствами развода, что должен сначала обрести душевный покой; не получивший права на воспитание вмешивается в дела новой семьи ребенка, пытается опекать воспитателя, диктовать ему, как следует воспитывать ребенка и т. д.;

контакты с родителем, не получившим права на воспитание, мешают ребенку привыкнуть к новому мужу матери или новой жене отца, приспособиться к изменившейся семейной си-туации и прижиться в новой семье;
при осуществлении права на общение родители допускают педагогические ошибки, которые вредно действуют на психику ребенка;
имеют место трудности в воспитании ребенка, которые осложняются влиянием родителя, не получившего права на воспитание.
Лишение права на воспитание осуществляется органами опеки над несовершеннолетними по заявлению родителя, воспитывающего ребенка. Решение может быть обжаловано. Таким образом, вопрос о лишении права на общение не может решаться единолично родителем, воспитывающим ребенка.

Реклама: