Логотип Логотип 2
загрузка...

на главную

в раздел "Интересные статьи"

в раздел "Воля и характер"

в раздел "Познавательнй материал"

К кому обратиться за помощью

Розе было семь лет, когда развелись ее родители. Умная, веселая девочка была в равной степени привязана к обоим родителям. Право на воспитание получила мать, поскольку ка-залось, что она лучше сумеет позаботиться о ребенке. Отец, бригадир животноводческой бригады, согласился с решением суда. Мать, по профессии продавщица, вышла замуж за одного из своих коллег. Сначала все шло хорошо, несмотря на то, что мать затаила злобу на своего бывшего мужа. Отец тоже женился во второй раз, и Роза часто проводила у него субботу и воскресенье. Но мать придумывала все новые причины для того, чтобы мешать их встречам. Так, она рассказывала к тому времени уже девятилетней дочери, что отец якобы не платит алименты, и поэтому дочери нельзя его навещать. На самом деле грубые педагогические ошибки совершали мать и ее новый муж. Всю свою любовь и внимание они обратили на ребенка, рожденного в новом браке. Маленькая Роза была перегружена домашними обязанностями. Если она не справлялась — ее били, особенно новый отец. Классной руководительнице бросилось в глаза, что Роза чем-то подавлена. Кроме того, она заметила возникшую у ребенка склонность к хвастовству. Домашние задания часто не выполнялись. Учительница обратилась к матери и ее мужу, который по закону также является ответственным за воспитание и развитие ребенка. Они отрицали, что жестоко обращаются с ребенком и тем более, что бьют его. Навещать родного отца они запретили Розе якобы в наказание за плохие отметки. Все же они согласились, чтобы Роза делала уроки у одной женщины из родительского комитета, фрау Т. Этой женщине Роза доверилась. Она рассказала ей, как тоскует по отцу и как жестоко с ней обращаются. «Ребенку не хватает родительской любви», — сказала Т. учительнице. «Вы бы видели, как у нее блестят глаза, когда я ее к себе прижимаю». Тем временем родной отец Розы обратился в органы опеки над несовершеннолетними с просьбой помочь ему в осуществлении права на общение с ребенком. При первом разговоре с уполномоченным органов опеки мать Розы и ее муж ут-верждали, что родной отец оказывает на девочку дурное влияние. Уполномоченному было бы трудно установить правду, если бы он не мог опереться на сведения, полученные от классной руководительницы. Он должен был бы прибегнуть к помощи психолога, в крайнем случае поговорить с самим ребенком. Благодаря педагогической активности учительницы этого не потребовалось.

Уполномоченный обратился на предприятие, где работала мать. Две сотрудницы, с которыми мать была в хороших отношениях, приняли участие в заседании совета по опеке над несовершеннолетними. В конце концов, после многочасовой, терпеливой беседы удалось достичь договоренности о том, как отец будет общаться с ребенком. Члены совета по опеке и учительница настаивали на изменении методов воспитания, а коллеги матери убеждали ее (и ее супруга) изменить свое отношение к первому мужу, по крайней мере при решении вопроса о праве на общение. Было договорено, что Роза сможет навещать родного отца дважды в месяц и проводить у него одну неделю каникул. Некоторое время спустя учительница сообщила, что успеваемость Розы снова повысилась и девочка выглядит счастливой. С подобными конфликтами органы опеки над несовершеннолетними встречаются нередко. С педагогическим тактом, с любовью к детям ищут они путь к уму и сердцу родителей, которые не в состоянии сами справиться со своими проблемами. В этом органам опеки помогают школа, родительский актив и члены родительского комитета, коллеги родителей, иногда представители общественных организаций, домовый актив.

Эти люди из окружения родителей пытаются прежде всего склонить их к трезвой разумной позиции, убедить их, что обидам, чувству ненависти и мести на место там, где речь идет о будущем общего ребенка. Иногда бывает необходимо укрепить уверенность в себе у родителя, воспитывающего ребенка, дать ему перспективу профессионального или социального развития. Он должен преодолеть страх, что более значительная личность родителя, ушедшего из семьи, отнимет у него ребенка. (Сами родители часто не осознают, что именно по этой причине они препятствуют общению ребенка с отцом, или матерью, ушедшими из семьи.)
Еще чаще приходится разрушать такое представление: мне легче воспитывать ребенка одному, поэтому я буду препятствовать общению. Эта точка зрения основана на целом ряде ошибочных посылок. В ней очевидны недостаточная дальновидность, черствость и эгоизм. Кроме того, в такой позиции сказывается уже упоминавшееся неуважение к закону; ведь интересы ребенка и родителя, не получившего права на воспитание, защищены законом. Мы видели, что урегулирование проблемы контактов во многом зависит от поведения родителей. Контакты с родителем, ушедшим из семьи, могут облегчить воспитание, могут принести большую пользу в критические моменты становления личности ребенка. Трудности, необходимость усилий, родительского самовоспитания при претворении закона в жизнь объясняются природой самого конфликта, тем, что родители не сумели жить вместе. Это не упрек, а только констатация факта. Их новые взаимоотношения могут строиться только на основе закона. При этом нельзя, конечно, отрицать субъективные трудности, ведь речь идет о формировании отношений в ситуации эмоционального стресса. Но это ни в коей степени не оправдывает обращения с ребенком как с вещью или товаром. Если посмотреть глубже, ока-зывается, что такая позиция была сформирована в капиталистическом обществе. Для капиталиста все становится товаром, человеческие отношения лишаются человечности. Дети рассматриваются как некая собственность родителей, которой те вправе владеть. Капиталистическая собственность исключает участие кого бы то ни было еще, в нашем случае родителя, не получившего права на воспитание. Такая позиция, которая коренится в давно отживших порядках, должна быть отвергнута, она несовместима с миром социализма. Семья, открытая влиянию общества, использует все предоставленные ей возможности. Она не отнимет у ребенка близкого человека, желающего ребенку добpa, каким в большинстве случаев является родитель, не получивший права на воспитание.

Общественность может способствовать процессу самовоспитания родителей, формируя общественное мнение о том, что неприлично без веских на то причин отнимать ребенка у ро-дителя. Еще далеко не исчерпаны в этом направлении и возможности общественных организаций. Кроме того, у каждого гражданина нашего государства есть возможность и даже гражданская обязанность проявлять заботу к окружающим и способствовать тому, чтобы конфликты подобного рода разрешались способами, достойными граждан социалистического общества.

Прежде чем Вы, дорогой читатель, отложите эту книгу в сторону, я бы хотела еще раз подчеркнуть следующее:
Воспитание молодого человека, будущего гражданина нашего социалистического общества, осуществляется главным образом в семье. Во введение к Закону о браке и семье об этом сказано так: «Семья имеет большое общественное значение. Она является ячейкой общества, в которой находят поддержку и развитие способности и черты характера, определяющие поведение человека как личности». Но многое зависит от самих родителей. Поэтому так важно, чтобы родители тщательно анализировали семейные ситуации, посто-янно приобретали новые знания и умения и учились решать новые задачи, которые ставит перед семьей новое общество. Из Вашего профессионального и социального опыта Вы, дорогой читатель, знаете, что революционное преобразование общества требует от нас постоянного поиска новых путей для изменения общественной реальности. В передовом, новаторском духе нам следует решать и проблемы строительства семейных отношений. Нельзя недооценивать масштабность этих задач. Я убеждена, что родители справятся с затронутыми здесь проб-лемами, опираясь на помощь своих сограждан, прежде всего учителей, членов родительского актива, коллег по работе, друзей, домовых комитетов, а также общественных организаций.

Сознательное строительство семейных отношений в соответствии с общественными требованиями и нравственными нормами общества будет все более превращать семью в источник личного счастья.

Реклама: