Логотип Логотип 2

на главную

Понимать «язык искусства»

Вот пример, показывающий неразрывность эстетического и нравственного воспитания. Мише шел двенадцатый год. Был он в глазах соседей, знакомых, учителей дисциплинированным, послушным и, как сейчас довольно часто бывает, загруженным всякими полезными делами. Все его время было расписано и контролировалось родителями. Большое внимание уделяла молодая Мишина мама и эстетическому воспитанию — с утра в школу, потом занятия в музыкальной школе, затем кружок художественного чтения и, наконец, самостоятельные занятия, игра на аккордеоне.

Все это вызывало и удивление, и законное уважение — молодец Миша! И соседи часто интересовались у мамы, нравятся ли сыну музыкальные занятия и кружок художественного чтения. Мишина мама всегда говорила, что занимается мальчик с удовольствием и поэтому успевает делать все свои деда. Но вот однажды родителям пришлось уехать на несколько дней к заболевшей родственнице. Одна из соседок согласилась взять к себе мальчика. Миша, как всегда бегал в школу, потом на музыкальные занятия, но вечером за аккордеон садился с большим неудовольствием. Его спросили: как же так, неужели он не любит музыку? Миша ответил очень спокойно: «Нравится или не нравится мне заниматься музыкой, это не так важно. Главное, когда вырасту, всегда заработать смогу. Да и профессия уже сейчас будет».

Безусловно, подобное воспитание лишено как своей эстетической, так и нравственной ценности. Эстетическое воспитание не только предполагает формирование художественных навыков и исполнительского мастерства, но и раскрывает эстетическую ценность любой практической деятельности, определяет вообще отношение человека к миру, к людям, к трудовой деятельности.

Эстетическое отношение к жизни проявляется и в главном — в отношении к труду, причем в умении трудиться и над уроками, и в школе, и во время музыкальных занятий или занятий в кружке, наконец, просто по хозяйству, помогая старшим в их повседневных заботах.

Художественное воспитание — одно из конкретных проявлений эстетического воспитания человека. Художественное воспитание формирует прежде всего отношение человека к искусству. Поэтому процесс художественного воспитания включает в себя художественное образование, но не ограничивается им. Как часто родители стараются дать детям музыкальное образование — записывают их во всевозможные школы, студии, кружки, но не всегда это благотворно воздействует на общую воспитанность подростка. Порой такой «подающий надежды» растет капризным, самоуверенным, эгоистичным.

Художественное воспитание — это воспитание бескорыстной любви к искусству, постоянной потребности в общении с ним, понимание специфического языка искусства. А для этого отсутствие специального художественного образования не может быть помехой.

Сделав подростка равноправным соучастником своего мира интересов и увлечений, родители, взрослые смогут оказать активное, действенное влияние на формирование его эстетических, духовных и нравственных потребностей.

Понимать язык искусства, увидеть и понять идейное и художественное совершенство и смысл того или иного произведения может только эстетически воспитанный человек.

Вот почему К. Маркс говорил: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

С первых же шагов знакомства ребенка с миром искусства следует помочь ему войта в этот мир. При этом нужно учитывать, что встреча юного зрителя с искусством связана с большим эмоциональным напряжением. Нужно помнить, что подростку присуще большая эмоциональная обостренность восприятия, яркое живое воображение.

Для подростка, входящего в мир искусства с его сложной структурой, разноплановостью с калейдоскопом лиц и событий, большую роль играет правильное руководство тех, кто находится рядом, их сопереживание способность помочь разобраться в сложности художественно отраженной действительности.

И очень жаль, что в этот трудный процесс восприятия родители не всегда считают необходимым вмешиваться. Очень важно подростку услышать своевременно сказание слово взрослого человека, слово, помогающее сосредоточить внимание на самом важном, наиболее интересном и поучительном.

Reklama: