Логотип Логотип 2

на главную

Чему учит природа

Воспитание должно заключаться в том, чтобы организовать жизнь детей так, чтобы в основу ее был положен коллективный разносторонний труд, освещенный светом науки.

Н.К.КРУПСКАЯ

Единство человека и природы... Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? И солнечный свет, и влага воздуха, и атмосферное электричество, и магнитные бури — все это, вместе взятое (да и каждое по отдельности), влияет на состояние организма и психики человека. Природа гармонична. Все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Мы постоянно испытываем на себе влияние ритмов дня и ночи, времен года, и эта цикличность жизни приносит нам радость смены ощущений, настроений: как долгожданного гостя встречаем мы всякий раз весну с ее пробуждением полей и лесов, летнее буйство трав, плодоносную осень, бодрящую зиму.

Еще в самом раннем своем детстве человечество, познавая мир, воспринимало природу и свой нелегкий труд в природе образно, поэтически. Об этом говорят нам наскальные рисунки древних, высеченные их руками скульптуры, разнообразные выразительные украшения. Эмоционально-образное восприятие природы сказалось и в других творческих формах самовыражения человека. Прислушайтесь к песням любого народа; широкие, раздольные, заунывные и буйно-радостные, выражая человеческие настроения, они сплетают их с картинами природы. Богатство фантазии, поэтичность сюжета и близость к родной природе, вдохновившей певца, сказителя, поэта, характеризуют народный эпос, который лег в основу всей современной литературы... Сказанное касается в первую очередь эмоционально-духовной стороны общения человека с природой как естественной средой его жизни. Но ведь общение с природой имеет и другое, не менее важное значение. Человеческое общество связано с окружающей средой множеством форм и видов связей, без которых оно не может существовать. И главное, в чем эти связи проявляются, — трудовая деятельность людей. Однако далеко не всегда люди (особенно те, кто связан со сферой современного индустриального труда) осознают свой труд как какое-то взаимодействие с природой.

«Ну и что же? — спросит читатель. — А надо ли это осознавать всем и каждому? А если надо, то для чего?»

Рост промышленного производства, научно-техническая революция требуют огромного количества невозобновляемых природных ресурсов. Даже бытовые потребности человека связаны с расходом множества природных веществ. Так, на жителя крупного города расходуются ежедневно сотни литров воды. Развитие экономики, культуры порождает новые потребности; результаты воздействия человека на окружающую природную среду становятся все более заметными. Это исторически неизбежно, однако сам характер взаимодействия человека с природой (это касается и отдельного человека и общества в целом) определяется господствующей идеологией. В буржуазном обществе, основанном на частной собственности, на природные ресурсы смотрят лишь как на источник получения прибылей, как на средство обогащения тех, кто владеет землей и ее недрами. Коммунистическая идеология несет в себе прямо противоположное. Охрана природы у нас возведена в ранг государственного закона. Воспитание чувства хозяина родной земли теснейшим образом связано с интернациональной заботой о судьбах всех людей на нашей планете и о будущем человечества.

Но осознание этого высокого гражданского и интернационального долга должно воплотиться в обыденных, повседневных делах, доступных всем и каждому. Это бережливое отношение к любому предмету, которым пользуются люди, ибо в конечном итоге он требует дополнительной затраты природных ресурсов: это бережное отношение к воде (не течет ли кран? не загрязняется ли колодец?), воздуху (не горит ли без толку газ на кухне, хорошо ли отрегулирован двигатель моего мопеда?), электроэнергии (нужна ли в ванной такая яркая лампочка? почему включен телевизор, если его никто сейчас не смотрит?), это охрана зеленого наряда городов и сел, бережное отношение к лесу, его обитателям, его дарам, красе.

Воспитать в наших детях высокочеловеческое, гражданственное, патриотическое отношение к природе не удастся, если природа останется лично чуждой им, если мы лишим их возможности больше видеть естественные ландшафты, знать, понимать и любить жизнь лесов, полей и рек.

Вспомним категорическое утверждение К. Д. Ушинского: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Каково же отношение подростка к природе? В чем оно проявляется и как его следует направлять взрослым?

Reklama: