Логотип Логотип 2

на главную

Спортивное творчество

Сегодня слово «творчество» в приложении к спорту уже не вызывает усмешки. И не только, когда речь идет о танцах на льду или художественной гимнастике, которые, находясь где-то на грани искусства и спорта, покорили всех от мала до велика. Любой вид спорта — это работа человека. В спорте нередки случаи, когда полезная для одного спортсмена методика тренировок для другого оказывается... вредной. А разве сам спортсмен остается пассивным в этой работе? Нет, конечно. Он заглядывает в специальную литературу, наблюдает работу товарищей по команде, по секции. Так он приучается анализировать явления, ставить перед собой одну задачу за другой и добиваться их осуществления.

Эрнест Хемингуэй с полным основанием утверждал, что спорт учит жизни. И надо сказать, детям нравится такой учитель. В воспитании настойчивости, сильной воли, целеустремленности, умения ограничивать себя спорту трудно найти конкурентов. Ситуации, закаляющие волю, в обыденной жизни ребенка не так уж часты. В спорте же они повседневны. Бывает, на тренировках надо преодолеть страх, чтобы впервые выполнить рискованный элемент... Иногда предстоит еще «попотеть», а ты уже устал так, что, кажется, шагу сделать не сможешь... Бывает, друзья приглашают тебя в гости и тебе очень хочется побыть с ними, но ты отказываешься, потому что завтра соревнования... И на самих соревнованиях, когда ты — нет, не то что устал, а просто вымотался,— все же продолжаешь борьбу, потому что должен дойти до финиша, даже если нет шансов на победу.

Соревнования! Для спортсмена это момент высшего напряжения. Именно регулярное участие в соревнованиях отличает спортсмена от обычного любителя физкультуры. И можно сказать, что основные духовные качества, приобретаемые в результате занятий спортом, — воля, умение мобилизовать себя, чувство коллективизма — воспитываются главным образом в ходе соревнований. Разница между обычной тренировкой и официальным спортивным выступлением огромна. Большинство спортсменов свои лучшие, рекордные результаты показывают именно на состязаниях.

Скажем, юный легкоатлет, готовящийся к прыжку в длину, должен побыстрее разбежаться и посильнее оттолкнуться от земли. Желание показать лучший результат и заслужить похвалу тренера, конечно, подстегивает подростка, и он прилагает к достижению поставленной цели некоторые волевые усилия. Однако от максимума они бывают весьма далеки. Это и понятно, ведь попыток на тренировке много: не удастся одна, есть вторая, третья... десятая... На соревнованиях же дается строго ограниченное число попыток (а в большинстве видов спорта — одна единственная!). Не смог собраться в нужный момент, значит, уступил.

Но дело не только в этом. Удачное выступление на состязаниях (а тем более победа!) имеет для спортсмена большое психологическое значение, потому что выходит за рамки личной радости, просто приятного для тебя события — это общественное признание твоего мастерства. Ведь спортсмен сознает, что показанный им результат оценят и товарищи, и соперники, и тренеры, и зрители.

Не будем говорить о больших победах, и мировых рекордах. Возьмем куда более скромную категорию — личные рекорды. Пробежать на секунду быстрее, поднять на несколько килограммов больше, выполнить норму очередного спортивного разряда... Эти, казалось бы, невысокие ступеньки становятся для человека, втянувшегося в занятия спортом, мощным стимулом самовоспитания. Для кого он так старается, этот спортсмен? Для себя? Для тренера? Но есть еще и коллектив, с которым спортсмен кровно связан и для которого не жалеет ни сил, ни времени, — это команда или секция, к которой он принадлежит. Как никакая другая сфера ребячьей деятельности, командные выступления на соревнованиях (а в детском спорте такие преобладают) обостряют у каждого участника чувство долга перед товарищами, сознание важности личного вклада в общее дело. Подумайте, что должен испытывать подросток, когда от того, как он выступит, зависит результат его команды. И она тут же, рядом, на том же поле или на трибунах стадиона, живет одной с тобой жизнью, теми же радостями или неудачами...

И еще важный вклад в формирование личности делает спорт — это воспитание общительности и сознательной дисциплинированности. Общительный человек... Это не просто приятный, интересный собеседник. Это еще и человек, способный, если нужно, помочь другому, поделиться своим опытом, дать разумный и уместный совет. И как бы ни была велика профессиональная подготовка человека, если он «не контактен», если не умеет находить общий язык с людьми, то трудностей в жизни ему не избежать. Нет, спорт не делает поголовно всех общительными. Но, начав заниматься спортом, самый замкнутый ребенок получает реальную возможность избавиться от этого недостатка или хотя бы сделать его менее выраженным.

А с дисциплиной как? Ну, конечно же, ясно, что время для тренировок выкраивается из тех же 24 часов, и расходовать его придется более разумно. Занятия спортом требуют внутренней дисциплинированности, строгого соблюдения режима. Ни на чем не основано мнение, что спорт сам по себе может стать помехой учебе. Занятия спортом и учеба в школе — две важнейшие стороны многогранного процесса воспитания юных граждан. При правильной постановке дела они не только не мешают друг другу, но оказывают взаимное стимулирующее воздействие. Разве мало примеров, когда школьники-спортсмены напряженно тренируются, становятся мастерами спорта, даже чемпионами, и в то же время отлично учатся в математических и других «трудных» школах.

И в чисто спортивном отношении нарушения режима сразу же дадут о себе знать. Скажем, спортсмен не выспался или пренебрег установленной диетой — это неизбежно отразится на самочувствии, снизит технические результаты. И тренер не преминет сказать ему об этом.

Мы до сих пор говорили о роли спорта в физическом и нравственном развитии личности. Остановимся теперь на одной характерной для него функции, которую можно назвать учебно-просветительной. В процессе занятий под руководством тренера спортсмен приобретает достаточно глубокие для неспециалиста теоретические знания и навыки в области анатомии, физиологии, гигиены. К сожалению, именно этих знаний и навыков нам часто не хватает в жизни. Например: как сбросить лишний вес? Для многих это почти невыполнимая задача. Спортсмен же не испытывает здесь особых затруднений, во всяком случае знает, как этого добиться. Или такие вопросы: в каких движениях участвуют те или иные мышцы и какими упражнениями их следует развивать? Как правильно питаться?

Вы можете подумать, что спорт — это сплошные волевые усилия, волнения, одним словом, «муки». Отнюдь нет! Может показаться парадоксальным, но при всех нагрузках, напряжениях и самоограничениях занятия спортом доставляют человеку ни с чем не сравнимое наслаждение — ив миг победы (особенно!), и даже в часы будничных тренировок. Это наслаждение сродни тому знакомому всем с детства чувству, с которым мы самозабвенно часами прыгали через скакалку, носились по улицам «казаками-разбойниками», гоняли в футбол. Это самая «мышечная радость», тяга к движению, которые необходимы ребенку никак не меньше, чем пища или отдых. Поэтому, если ваш ребенок приходит с тренировки изрядно уставшим, не торопитесь жалеть его: это чаще всего приятная усталость. И уж тем более не поддавайтесь советам освободить ребенка от этих «утомительных» тренировок.

Reklama: