Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

О чертах характера (ч.1)

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем можно выделить различные стороны и отдельные, обязательно связанные воедино черты. Наличие многих общих или сходных черт дает возможность среди громадного разнообразия характеров выделять определенные типы. «Советский характер», «русский характер», — такие обобщенные определения передают наиболее типичную совокупность замечательных черт характера строителя Российского общества.

Самой сильной чертой личности русского человека громадным большинством опрошенных были названы: любовь к Родине, патриотизм. Воля, стойкость, мужество, товарищество, честность— эти высокие качества являются, по мнению опрошенных, характернейшими чертами нашей молодежи.
Было бы ненужным преувеличением, если бы мы стали утверждать, что все советские молодые люди знают за собой только эти черты психологического облика. До сих пор встречаются и корыстолюбцы, и трусы, и подхалимы, у которых в характере много отвратительных черт. Само существование этих качеств объясняется сохранением пережитков капитализма в сознании людей. Но эти люди составляют меньшинство, и будущее не за ними.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные и более противоречивые характеры. Но и цельность характера не лишена внутренней противоречивости: доброта вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора с сознанием ответственности. А. Н. Толстой в статье «По такому образцу должны формироваться люди» писал об Алексее Максимовиче Горьком: «Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца он относился непримиримо, сурово, страстно.
Слушая какого-нибудь начинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-за стола, вытирая платком глаза, ворча: «Хорошо пишут, черти полосатые».
Но если ты сфальшивил, слукавил, — а он это чувствовал шестым чувством, — унизился до компромиссика, рука его начинала барабанить пальцами по столу, он отводил в сторону светло-голубые глаза... В нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем, — доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта наконец расступалась, он наговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!»

Твердость характера, тесно связанная с развитием определенных волевых качеств, может быть весьма различной. В одних случаях характер человека с трудом поддается воздействиям со стороны окружающих. Даже при изменившихся условиях жизни такой человек остается «самим собой», сложившиеся у него когда-то основные черты личности остаются неизменными. В других случаях характер оказывается весьма податливым, изменчивым, серьезные столкновения с жизнью, новый коллектив товарищей, образцы для подражания делают человека иным, ведут к перерождению характера.
Как далеко может зайти этот процесс перерождения характера?
Это зависит от многих обстоятельств: как от особенностей личности человека, так и от тех внешних условий, во взаимодействии и под влиянием которых осуществляется развитие человеческой личности. Л. Н. Толстой, показывая разительные изменения, которые про-изошли в характере Наташи Ростовой, после того как она вышла замуж за Пьера, объясняет это тем, что у Наташи в замужестве появилась новая цель жизни — семья — «предмет, в который погрузилась вполне Наташа». Как бы то ни было, но характер некогда обаятельной девушки меняется весьма заметно.

Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», которые мы слышим от некоторых людей, психологически совершенно несостоятельны. Как уже было сказано, каждый человек ответствен за все проявления своего характера, и каждый человек в состоянии заняться перевоспитанием своего характера, переделать его существенные черты.
О путях самовоспитания ценных черт личности уже было сказано.

Остается добавить немногое.
Спору нет, переделка, «перековка» характера — дело нелегкое. Первым препятствием на пути сознательного самовоспитания характера встает обычно одна из коварнейших его черт. Здесь имеется в виду лень. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее всего склонные признаваться в каких-либо недостатках своего характера, весьма легко признают за собой этот порок. «Ленив я, это уж верно», — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с приятелем молодой человек. Очевидно, за этим интимным признанием скрывается некая идея собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени, а то бы этот лентяй весь мир потряс своими подвигами. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком характера, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому не ведомые его достоинства.

Продолжение

Реклама: