Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

О чертах характера (ч.2)

Надо решительно разоблачать это представление о лени и не давать себя успокаивать подобными иллюзиями. Лень — это отвратительная черта характера, несовместимая с личностью советского человека. Лень — свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий. Лень — черта характера, которая была особенно ненавистна В. И. Ленину. Не случайно буквально десятки раз на страницах его произведений встречается слово «Обломов» и «обломовщина». Ленин писал о «свободном халате и туфлях» Обломова, о «проклятой привычке российских обломовых усыплять всех, все и вся».

В речи «О международном и внутреннем положении» в 1922 г. В. И. Ленин говорил: «Был такой тип русской жизни — Обломов. Он все лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интелли-гент, и не только интеллигент, а и рабочий. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел».
Бороться с ленью можно только одним способом — трудом. Только трудом, напряженной работой, создавшейся привычкой трудиться, не жалея сил, на благо нашей Родины можно выжечь из характера такую унижающую Человека — творца, работника, созидателя — черту, какой является лень.

Преодолев лень, человек вместе с тем легче справится с трудной задачей самовоспитания характера.
Вторым препятствием в самовоспитании — задачи, которая рано или поздно встает перед молодым человеком,— оказывается иногда незнание того, какие черты характера следует у себя формировать.
Как отмечают исследовавшие эти вопросы педагоги и психологи, кое-кто из молодых людей заблуждается на этот счет. «Чуткость, хотя и хорошая черта человека, но это все-таки — свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий, мужественный человек должен быть прямым, холодным, грубоватым и резким», — так понимал задачу воспитания характера один школьник. Ошибочное понимание ценности черт характера, разумеется, должно привести к тому, что юноша будет стремиться сформировать у себя вовсе не те черты характера, которые следует. «Скромность — это свойство робких, «забитых»,— решает другой. И, если программа его самовоспитания будет им выполнена, не придется удивляться тому, что среди нас будет чванливый, заносчивый и неприятно нескромный человек.

Черты характера — не то же самое, что убеждения, взгляды на жизнь и другие особенности морального облика человека. Один добродушный и веселый человек может быть передовым, активным борцом за коммунизм, а другой окажется мелким дельцом, заботящимся только о личном процветании и благополучии своей семьи. Однако некоторые черты характера могут быть совместимыми с определенными моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им. В иных случаях они могут оказаться не соответствующими известному мировоззрению и даже несовместимыми с ними.
Такие черты характера, как честность, правдивость, принципиальность, чуткость к людям, простота и скромность, нетерпимость к нарушению общественных интересов, отвечают моральному кодексу строителя коммунизма. Лживость, нечестность, стяжательство, карьеризм, трусость, нескромность несовместимы с требованиями морального кодекса, это чужеродные свойства личности, существующие в наших условиях как пережитки и требующие упорной борьбы для их преодоления. В процессе воспитания и самовоспитания характера надо на каждом шагу сверять свои поступки и действия с нравственными принципами, образующими моральный кодекс, который записан в Программе Коммунистической партии.

Возьмем такую черту характера, как честность. Не проходит недели, чтобы газеты не сообщили о каком-нибудь поступке «выдающейся честности», совершенном советским человеком. Женщина, работающая уборщицей, нашла под лестницей сверток с деньгами. Деньги были переданы в милицию. Шофер такси обнаружил на сиденье сумочку с крупной суммой денег, разыскал забывшего их пассажира — вернул сполна.
Таких примеров множество. О таких честных людях пишут и говорят уважительно, тепло, но без большого удивления и чрезмерных восторгов. Всё это вполне понятно— честность как черта характера соответствует нашим коммунистическим моральным принципам.
Иное дело — в мире капитализма. Там тоже немало честных людей, но их честность не соответствует, а скорее противоречит моральным принципам буржуазного общества: «человек человеку волк», «деньги не пахнут». Поэтому честный поступок там вызывает удивление, недоумение и даже возмущение.

Американский писатель Альва Бесси приводит следующий факт. Безработный американский нег,р Д. У. Джонсон нашел на дороге белый парусиновый чемодан, в котором обнаружил 240 000 долларов в разрозненных купюрах — сумма поистине грандиозная даже не для такого бедняка, каким был вчерашний мойщик окон Джонсон. Эти деньги были потеряны при перевозке из одного банка в другой. Джонсон вернул деньги в федеральный банк. Об этом написали газеты. Джонсона после этого день и ночь засыпали письмами. Нет! Немногие выражали восторг по поводу бескорыстия Джонсона, большинство высмеивало его. Они говорили, что Джонсон был дураком, когда решил вернуть деньги. Издевательствам подвергался не только Джонсон, но и его сын Ричард, который оканчивал в это время среднюю школу. Мальчик даже ушел из дому и два дня где-то пропадал.
Нетрудно ответить на вопрос: формирует ли общество, в котором живут Ричард Джонсон и его соученики, такую черту характера у школьников, как честность. Конечно, нет! Честность как важное качество личности в обществе формируется, как правило, благодаря моральным принципам и воспитанию, в демократическом же обществе честность как качество личности формируется как исключение, вопреки моральным принципам и буржуазному воспитанию.

Проявляясь в действиях и поступках человека, в том, как выполняется им та или иная деятельность, характер зависит как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей. При этом развитие характера зависит от того, как на основе уже ранее сложившихся особенностей относится человек к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и к ряду других обстоятельств. Так, юноши и девушки, которые учатся в одном классе или работают в одной бригаде, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех «окрыляет», побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почивать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает «боевой дух».
Таким образом, важнейший момент в развитии характера— отношение человека к окружающей среде, к ее воздействиям. Эти отношения являются вместе с тем и основанием для классификации важнейших черт характера.
Характер проявляется прежде всего в том, как человек относится к другим людям: родным, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым. Заботливость и безразличие, общительность и замкнутость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Характер человека не может быть понят и раскрыт вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.
Человек должен стремиться выработать у себя такие черты характера, которые соответствуют моральным принципам коммунистического общества: гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат; нетерпимость к национальной и расовой неприязни, коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Для характера показательно также отношение человека к с е б е: самолюбие и чувство собственного достоинства, уверенность или неуверенность в своих силах. Один человек, превращая себя в центр всех событий, своего рода «пуп мироздания», обнаруживает себялюбие и эгоизм. Другой, подчиняя свои интересы общему делу, интересам коллектива, выявляет такие черты характера, как самоотверженность, преданность, безза-ветное мужество.
Человек должен стремиться выработать у себя черты характера, отвечающие моральным принципам: преданность делу, любовь к Родине, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Характер обнаруживается и в отношении человека к делу: к работе, к учебе, к общественному поручению и личной просьбе. С этим связаны такие черты характера, во многом типичные для нашего общества, как добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В характерах некоторых людей как пережитки прошлого сохранились такие черты, как лень, легкомыслие, тунеядство, карьеризм. Важно, чтобы в своем развитии черты характера, обнаруживающие отношение человека к делу, отвечали важнейшим моральным принципам, таким, как: добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Реклама: