Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Потребности человека (ч.1)

Потребности различают по происхождению и предмету.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

В естественных потребностях отражается нужда человека в чем-то необходимом для сохранения и поддержания своей жизни и потомства. У всех людей обязательно имеются естественные потребности, например в воздухе — для дыхания (эту потребность мы замечаем только тогда, когда нам становится душно), в пище, в питье, в сне, в защите от холода и чрезмерной жары и т. д. Если какая-нибудь из естественных потребностей не найдет удовлетворения на протяжении сколько-нибудь длительного времени — человек неминуемо погибнет. Всем известно, как настоятельна потребность в пище—голод. Но, например, лишение сна человек переносит значительно тяжелее, чем лишение пищи, и без сна погибает скорее, чем при полном голодании.

Важно понять, что хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у наших животных предков и у первобытных людей, однако по своей психологической сущности естественные потребности человека коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Прежде всего, изменяются способы их удовлетворения, появляются новые способы, орудия удовлетворения потребности, а самое главное, претерпевают изменения и сами потребности, которые переживаются современным человеком уже не так, как его доисторическим пращуром. «Голод есть голод, однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа, и вилки, это иной голод, чем тот, который заставляет проглатывать сырое мясе с помощью рук, ногтей и зубов» Таким образом, естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер. Они — продукт человеческой истории.

Это подтверждается тем, что в разных странах, в неодинаковых климатических условиях у представителей разных классов и сословий, а тем более в различные исторические эпохи по-разному удовлетворяются многие естественные потребности. Например, человеку, привыкшему к определенному пищевому ассортименту, нелегко освоить новые пищевые продукты.

В определенных общественных условиях на основе естественных потребностей формируются различные культурные потребности. Отчасти это потребности в том, что нужно для удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (ложка, вилка и нож — на Западе, палочки для еды — на Востоке). Отчасти же это потребности в том, что требуется для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. При разном экономическом и общественно-политическом строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных привычек и обычаев, взглядов и знаний, человек приобретает различные культурные потребности.

Культурные потребности имеют совсем иное происхождение, чем естественные. Они зародились в ходе человеческой цивилизации и сверху донизу пронизаны веяниями эпохи, ее историческими особенностями. Если не удовлетворяются культурные потребности человека, он не погибнет (как это было бы при неудовлетворении естественных потребностей), но человеческое в нем тяжело пострадает.

Культурные потребности существенно различаются по своему уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. Нельзя поставить на один уровень потребность достать интересную книгу, посвященную спорным вопросам кибернетики, которая направляет поиски и организует усилия одного молодого человека, и потребность раздобыть патефонную пластинку с модным джазовым мотивчиком — у другого. По своему уровню и сами эти потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность человека — это потребность, которая отвечает требованиям общества, в котором он живет, соответствует принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное — мировоззрению.

Реклама: