Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Потребности человека (ч.2)

По характеру своего предмета, т. е. по направленности, потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях отражается нужда человека в продуктах природы и предметах материальной культуры (вещах), употребляемых в том или ином обществе. Таким образом, материальными могут быть как естественные потребности, так и культурные. Материальна потребность во вкусном обеде, но столь же материальна потребность в красивой вазе для цветов и в самих цветах, которые могут украсить наш дом.

В духовных потребностях отражается нужда в условиях, необходимых для умственного, нравственного и эстетического развития человека, в усвоении духовной культуры. Человеку требуется поделиться впечатлениями и мыслями с другими, понимающими его людьми, чи-тать книги, журналы и газеты (порой обязательно прочитать то, что читали и о чем говорили другие), смотреть кинофильмы, слушать музыку, посещать художественные выставки, музеи и т. д.

Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми. Возникшая на заре человеческого общества потребность в общении, породившая язык как средство общения, была наряду с трудом главным стимулом превращения обезьяны в человека. Потребность в общении и сейчас остается важнейшим условием духовного развития человека.

Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи (книги, газеты, писчая и нотная бумага, музыкальные инструменты, краски, кисти и многое, многое другое), которые являются в свою очередь предметом материальных потребностей.

Итак, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем и материальной по предмету. Культурная по происхождению может быть либо материальной, либо духовной по предмету. Таким образом, эта классификация охватывает величайшее многообразие потребностей, показывая их отношение к истории развития человеческого сознания и к объекту, на который они направлены.

Хотелось бы обратить внимание на одну замечательную особенность потребности. Она обязательно включает в себя два, на первый взгляд противоположных, начала: некую «страдательность», «пассивность», зависимость от условий среды и в то же время «активность», стремление изменить эти условия, действовать.
В комнате, где я занимаюсь, гремит репродуктор, мешая мне работать. Я встаю с места и выдергиваю из розетки штепсель. Музыка замолкла — потребность удовлетворена.
Так бывает, если потребность носит случайный характер и не связана органически со всем содержанием жизни личности. Но если потребность возникла как результат трудовой, учебной деятельности человека, если ее удовлетворение обеспечивает некоторое продвижение в развитии, то удовлетворение потребности отнюдь не ведет к ее исчезновению, угасанию, а, наоборот, приводит к возникновению все новых и новых потребностей. Например, удовлетворив свою потребность в приобретении первоначальных, элементарных знаний, человек уже на новой ступени умственного развития испытывает потребность в дальнейшем совершенствовании в науках, в приобретении более глубоких знаний. Прочитав «Поднятую целину» М. Шолохова, юноша испытывает стремление прочитать и другие книги замечательного советского писателя, больше узнать о его творческом пути, у него возникает интерес к критическим статьям. В результате — углубленное изучение родной литературы, расширяющее круг его духовных запросов.

Таким образом, процесс удовлетворения потребностей является мощным стимулом развития личности. Именно такие возможности предоставляет человеку социалистическое общество, важнейшей заботой которого является удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей советских людей.
Потребности людей находятся в постоянном развитии. Причиной развития потребностей является процесс производства предметов для их удовлетворения. «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям», — говорил Маркс.

Зависимость роста потребностей от развития производства предметов, служащих для их удовлетворения, можно показать на таком примере. До войны наша промышленность не осуществляла массового выпуска телевизоров. Не было поэтому и потребности в телевизорах среди широких слоев населения. «Елевидение» — говорили в шутку некоторые люди, наблюдая работу во многом еще несовершенных приемников. Но вот появляются первые надежные телевизоры типа «КВН» и «Ленинград» и у людей появляется настоятельная потребность в телевидении и телевизорах.
Рост потребности обгоняет рост производства, и сейчас, когда у нас в стране ежегодно выпускаются миллионы телевизоров, когда сеть телевизионных центров и ретрансляционных станций становится все шире, эта потребность не имеет тенденции к угасанию. Наоборот, у людей потребность в телевидении становится все большей, и день ото дня она приобретает все новые качества.
Нас уже не могут удовлетворить передачи только по одной программе, все больше требований предъявляется к содержанию телевизионных передач, к качеству изображения и т. д.

Итак, в процессе своего удовлетворения потребности развиваются, перестраиваются и изменяются. У нас они иные, чем были у наших предков; у наших потомков они будут иными по сравнению с нашими.

Мы живем в эпоху построения информационного общества.
На базе полного удовлетворения основных жизненных потребностей пышно растут высшие духовные и культурные потребности человека, его лучшие моральные качества. Все это приведет к невиданному подъему творческой и трудовой активности советских людей.
Но следует ли отсюда, что человек, получивший возможность легко удовлетворять все возникающие у него потребности, тем самым автоматически вырабатывает в себе высокие качества личности, обязательно будет совершать большие дела, станет человеком во многих отношениях замечательным? Отнюдь нет.
Полное удовлетворение потребностей есть одно из важнейших условий всестороннего развития личности человека, но оно не является единственным. Более того, при отсутствии других формирующих условий возможность легко удовлетворять свои потребности часто ведет к деградации человеческой личности. Приведем пример.

За молодыми людьми определенного сорта у нас закрепилась меткая и презрительная кличка — «плесень». Кто они, эти чуждые нашему духу люди? Иногда это юноши и девушки, родители которых своим большим и честным трудом заслужили высокое общественное положение и материальную обеспеченность. К сожалению, их дети подчас не встречали отказа своим желаниям, их бесконечно баловали, превращали тем самым в тунеядцев. Родители, разумеется, исходили из самых благих побуждений: «Мне жилось в детстве тяжело и трудно, — рассуждал отец, — но уж дети мои должны иметь и получать все, что они пожелают». Несколько лет назад одна из газет рассказала о тяжелом преступлении, совершенном сыном нашего видного ученого. Что же превратило парня в преступника? Прежде всего неправильное воспитание в семье. Потребности этого юноши — потребности иждивенца, не знающего, что такое труд,— по мере удовлетворения все возрастали и, лишенные облагораживающего влияния труда, все более извращались. Вскоре солидная денежная «дотация», которую сын получал от отца, уже не могла его удовлетворить, и он стал на путь преступления.
Человеку, даже очень хорошо зарабатывающему, и в голову не придет проводить целые ночи в пьяном разгуле. Почему? Да потому, что это трудящийся человек, и главное место в его жизни занимает труд. Иное дело тунеядец. Он лишь потребляет то, что производят дру-гие, паразитирует на плодах чужого труда. Его непомерно разбухающие потребности — прямой результат иждивенчества. Процесс их удовлетворения не обогащает личность, а развращает ее. Эти паразитические, извращенные потребности становятся одним из источников анти общественной, а иногда и преступной деятельности человека.

Реклама: