Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

О волевых усилиях и поступках (ч.1)

Потребности и мотивы — это начало, усилиях истоки человеческой воли, но самое существо воли составляет действие, волевой поступок человека.
Именно в волевом поступке проявляется сила и красота личности человека. Не по одним лишь высоким побуждениям судим мы о воле человека.
а прежде всего по его поведению, направленному на преодоление трудностей, по тем усилиям, которые он при этом совершает. На моем письменном столе под стеклом лежит фотография моего друга Михаила Р. И сейчас, когда я думаю и пишу о человеческой воле, мой взгляд снова и снова останавливается на спокойных и твердых чертах его лица.

Семнадцатилетним мальчиком Михаил Р. ушел добровольцем на фронт. В 1943 г. он был уже старшим лейтенантом, кавалером нескольких орденов, командиром разведчиков. Под Харьковом его тяжело ранили. Осколок снаряда проник в позвоночный канал и сильно сда-вил спинной мозг. Врачи знали, он обречен на постоянные, невероятно мучительные, ничем не устранимые боли. Вскоре узнал об этом и сам Михаил: кто-то из врачей, сочтя, что раненый в бессознательном состоянии, обронил слова, прозвучавшие страшнее, чем смертный приговор: «Больные с такими ранениями долго не живут— кончают самоубийством или сходят с ума».
С этого момента вся жизнь молодого офицера изменилась. Он поставил перед собой цель: не только не оправдать мрачный прогноз, но и вернуться в строй. Он отказался от морфия и пантопона, стал учиться превозмогать боль. Вряд ли стоит описывать его переживания в эти тяжелые месяцы, ту внутреннюю борьбу, которую он выдержал: сходные переживания замечательно отобразил Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке». Стойкость, воля, выдержка, никакого потакания слабостям, никаких скидок на болезнь — вот те основания, которые с этого времени стали определять все его поступки.
«Курение для вас безусловно вредно, но я не имею морального права при ваших болях лишать вас папирос»,— сказал лечащий врач. Этого было достаточно — Михаил бросил курить. Когда он встал на ноги — что само по себе было чудом — и выписался из госпиталя, он предпринял всё возможное, все законные и, что греха таить, незаконные меры, чтобы попасть на фронт. Ему удалось провести одну комиссию, но следующая все-таки установила, что перед ней тяжелейший инвалид, и дорога в армию оказалась для него закрытой. Тогда он стал работать.
С тех пор прошло около двадцати лет. Боли, то нестерпимо сильные, то временно ослабевающие, не прекращаются ни на минуту, но многие из окружающих не знают, что этот стройный, худощавый, слегка прихрамывающий человек испытывает невероятные страдания, ни вздохом, ни стоном, ни изменением выражения лица не выдавая своих мук. Человек вернулся в строй. Человеческая воля одержала победу.
Преодоление трудностей, характерное для волевого поступка, в той или иной мере сопровождается своеобразным психическим состоянием, которое называется волевым усилием.

Среди бесчисленного множества поступков, совершаемых человеком, волевые поступки, связанные с преодолением трудностей и волевым усилием, занимают огромное место. Волевые поступки человека имеют решающее значение для характеристики его поведения, личности в целом.
Отмерьте на полу один метр. Теперь попробуйте перешагнуть через это «препятствие». Никакого труда это не составит и никаких волевых усилий не потребует. Но в условиях альпинистского восхождения ледниковая трещина такой же ширины является уже серьезным препятствием и преодолевается оно не без усилий. В обоих случаях движение, казалось бы, сходное — надо лишь широко шагнуть. В чем же трудность и где усилие? Трудность в том, что в горах этому шагу предшествует «борьба мотивов», столкновение потребности в самосохранении с другими потребностями и интересами человека (стремлением оказать помощь товарищу, спортивным задором, желанием выполнить взятое на себя обязательство и т. п.). Победит первая — и человек трусливо попятится от трещины, одержит верх какая-либо из других — и препятствие будет преодолено, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.
Что же такое волевое усилие?

Физиологически волевое усилие можно представить себе как борьбу процессов возбуждения и торможения в нервных клетках коры больших полушарий мозга. В ок-ружающей среде более или менее часто оказываются необычные, чрезвычайные события, т. е. раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать влияние этих раздражений по требованию других, таких же или более могучих внешних воздействий.
Эта борьба влечет за собой изменение деятельности организма, в частности напряжение определенных мышечных групп, проявляющееся внешне как «собранность». Иногда выражение лица позволяет судить о колебаниях или решимости человека, о внутренних препятствиях, которые он с усилием преодолевает.
Волевое усилие входит необходимым элементом во все героические дела людей. Привычка совершать волевые усилия становится обязательным условием формирования стойкого характера человека. Летопись Отечественной войны содержит бесчисленное множество подвигов наших героев, каждый из которых может быть образцом волевого поступка. Вот один из них.
Это произошло так. Вторые сутки в районе Буйгород-Ремягино гремел бой. Сменив огневую позицию, орудие снова вступило в бой с немецкими танками, за которыми, пригибаясь к земле, бежала почти рота гитлеровцев, наступавших на окопы курсантов. Снаряды подходили к концу, а подвозчика боеприпасов Саши Ефремова всё не было. Последний выстрел был удачным: сорвало гусеницу у головного ганка, и, накренившись набок, он стал буксовать. Но что делать дальше? И в этот момент кто-то радостно закричал: «Едет! Едет!».

Действительно, примерно в километре от огневой позиции орудия из лесу выскочила повозка. На ней стоял Ефремов.
Но что это? Из лощины, перерезавшей путь повозки, выбежала группа автоматчиков в серо-зеленых шинелях. Фашисты бросились к Ефремову.
Когда Саша разглядел, что это враги, было уже поздно. Он резко остановил лошадей, потом отбежал в сторону, несколько раз выстрелил по врагам из винтовки. На огневой позиции поняли, что у Ефремова кончились патроны. Он снова побежал к повозке, зачем-то стал от-прягать лошадей. Гитлеровцы шли не стреляя. Они хотели захватить курсанта живым. Когда немцы были уже в 8—10 шагах от повозки, Саша быстро выхватил из ящика снаряд и на глазах обезумевших фашистов ударил его взрывателем по другому снаряду.

Раздался оглушительный взрыв. На месте, где еще минуту назад стояла повозка, окруженная фашистами, зияла черная воронка.
Почти через двадцать лет из заметки в «Комсомольской правде» узнали советские люди о подвиге комсомольца Ефремова, но величие его поступка не меркнет сегодня.
Немало подобных героических дел заслуживают того, чтобы о них рассказывали. Однако такие рассказы, — а их каждый знает множество — могут иногда привести к выводу о том, что воля формируется не иначе, как при исключительных обстоятельствах, в обстановке подвига. Некоторые школьники жалуются, что нет таких героических дел, в которых могла бы закалиться их воля и характер, что они поздно родились на свет и на их долю не досталось ни революционной, ни военной романтики. Впрочем, мальчишки 30-х годов, завтрашние легендарные герои Отечественной войны, тоже вздыхали о том, что не довелось им брать Зимний, мчаться на чапаевских тачанках и прощаться с друзьями у бронепоезда, на обледенелых вокзалах гражданской войны. В этих в общем вполне понятных сожалениях содержится не одна, а скорее две ошибки.

Во-первых, следует помнить, что героический подвиг отнюдь не всегда связан с поступком, сопряженным с риском для жизни. В нашей жизни всегда есть место для подвига. Плечом к плечу с Героями Советского Союза стоят Герои Социалистического Труда. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд, и пушку, и топор» (А. Нед огон о в).
Комсомольцы 50-х годов подняли целинные земли. Изменились, увеличились лишь масштабы подвига — сущность его осталась неизменной.

«Комсомольская правда» рассказывает о простом и хорошем парне монтажнике Александре Сырескине. В числе других добровольцев он пришел на строительство крупнейшего в стране цеха металлоконструкций на Урал-машзаводе.
— Поймите на самый отстающий участок! — заявил он руководителям...
Он стал бригадиром комплексной бригады. Секретарь комитета ВЛКСМ Уралмашстроя вспоминает один из воскресных дней на стройке: «Перед этим всю неделю бригада Сырескина работала на «чужом» участке — «вытягивала» из прорыва бригаду Гаврилова. А на сердце Саши было неспокойно: свой участок грозил превратиться «в Ахиллесову пяту» всей стройки. Кончался месяц, бригаде нужно было забетонировать пять оставшихся колонн. И вдруг прекратилась подача арматуры. Чтобы не терять напрасно времени, Саша пошел со своей бригадой на помощь соседям.
Но вот в субботу стала поступать арматура. Машина за машиной. В распоряжении бригады оставался один воскресный день да еще... ночь.
Ребята помогали соседям, что называется, с полной выкладкой. Назавтра бригаду ожидал заслуженный отдых. Саша Сырескин — человек деликатный. Саше Коробейникову, групкомсоргу, когда они в субботу держали совет, он сказал только:
— Завтра выхожу на работу...
— Что же, ты один думаешь управиться?—спросил Коробейников.
- Ты поможешь.
— На меня, конечно, рассчитывай...

Но бригада слышала разговор. В воскресенье явились все. Работали с каким-то необычным подъемом, с огоньком, не замечая мороза. Сырескин не знал отдыха.
Вечером Сырескин собрал бригаду:
— Чтобы успеть все сделать, предлагаю такой план: арматурщики остаются на ночь, бетонщики придут утром бетонировать.

Сам бригадир остался с арматурщиками, а утром стал рядом с бетонщиками...».
Такие незаметные, но замечательные подвиги — повседневное явление нашей жизни.
Вторая же и, пожалуй, главная ошибка заключается в том, что некоторые молодые люди, поставившие перед собой задачу воспитать у себя волю, склонны принимать результат формирования волевых качеств личности за их предпосылку.
В героических делах воля не столько формируется, сколько проявляется. Лучшие люди нашего Отечества, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исклю-чительные подвиги в боевой и трудовой деятельности.

Реклама: