Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

О волевых усилиях и поступках (ч.2)

Герои Советского Союза партизанка Зоя Космодемьянская, подпольщик Олег Кошевой, летчик Виктор Талалихин, танкист Борис Дмитриевский и многие другие были до войны обыкновенными школьниками, и их волевые качества развивались и крепли каждодневно, во время учебы, игр, дружбы, пионерских костров и походов.

Систематически преодолевая трудности, сначала небольшие, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Алексей Маресьев как-то в беседе со школьниками сказал: «Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета... А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли, я расскажу вам о суффиксах? Да, да о суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные — сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти не похожие друг на друга дела».
Вот эти-то качества и следует воспитывать в повседневном, будничном труде и учебе, и они, окрепнув и развившись, обеспечат преодоление трудностей в любых обстоятельствах, в том числе и чрезвычайных.
Начинать самовоспитание воли лучше всего с привычки преодолевать сравнительно небольшие затруднения, трудности. Систематически преодолевая трудности сначала небольшие, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Каждое препятствие им рассматривается как «невзятая крепость», и он делает всё возможное, чтобы преодолеть препятствие, «взять» эту крепость.
При этом нет никакой необходимости придумывать, изобретать или искусственно создавать эти препятствия и трудности. В психологической литературе приводятся наивные и надуманные приемы, к которым прибегают иногда молодые люди с целью самовоспитания воли. Один «для развития выдержки» оставлял книгу на самом интересном месте, другой с той же целью старался не смеяться во время кинокомедии, третий наелся селедки и не пил целый день. Впрочем, бывают и более «жестокие» испытания — через руку пропускают электрический ток, берутся за горячие предметы, путешествуют по карнизу крыши и т. д.

Все эти приемы и способы «воспитания характера и воли» не имеют ничего общего с процессом подлинной волевой закалки человека. Более того, они скорее могут принести вред. И не тем, что иной «храбрец» может свалиться со второго этажа и сломать ногу, а тем, что подобные действия представляют собой безнадежную попытку закалить и развить волю с наскоку, сразу, и, совершив такой «подвиг», человек успокаивается и «почивает на лаврах», воображая, что отныне ему не страшны никакие трудности и опасности. Между тем никаких оснований для самоуспокоенности у него нет.
Такой путь самовоспитания воли — самый легкий, и он не дает результатов. Для жизни и борьбы важнее другое— уметь справляться с настоящими, а не выдуманными и искусственно созданными трудностями.
Поэтому правильно поступают те юноши и девушки, которые избирают другой путь воспитания воли. Интересна в этой связи следующая запись в одном из дневников учащегося VII класса: «Была контрольная работа по алгебре. Дал себе слово: что будет, то будет, а должен решить сам, ни у кого смотреть не буду. Решение последнего примера не удавалось. Вот внутренний голос и говорит: «Слово дал, а «двойку» получишь». Стали брать сомнения: «Слово—чепуха, лучше в другой раз что-нибудь сделаю», а другой голос твердит: «Владеть собой надо, и в трудные минуты делать всё самому, а то никогда ничего не выйдет». Против первого голоса все доводы привел, и помогло. Если бы дольше протянулось, может быть, не справился бы с собой и заглянул в тетрадь товарища, но звонок прозвенел. Так и не сделал последнего примера» Ч Другой юноша, всерьез занявшийся самовоспитанием воли, замечает: «Первым моментом умения сдерживать себя считаю усвоение слова «нельзя». Стал говорить это слово себе, не оставляя никаких лазеек и обходов своему запрещению».

Эти ребята стоят на верном пути. Только таким образом можно закалить свою волю, лишь так можно обрести власть над собой, над своими действиями и поступками.
Каждый день, каждый час нашей жизни предоставляет нам неограниченные возможности для воспитания воли. Буквально с того момента, когда человек просыпается, он сталкивается с обстоятельствами, которые могут способствовать либо закалке воли, либо ее «размагничивают». А. С. Макаренко говорил, что привычка к точному часу— это привычка к точному требованию к себе, а точный «час оставления постели» — это «важнейшая тренировка воли, это спасение от изнеженности».
Утренняя зарядка, приготовление уроков, сам урок, занятия спортом, комсомольское собрание, спор с товарищем, работа в школьной мастерской — всё это может и должно рассматриваться как арена тренировки волевых качеств личности, где нас каждый день ожидает всё больше побед и всё меньше поражений.

Говоря о характере и силе воли, Н. К. Крупская вспоминала о том, как складывался характер В. И. Ленина: «Часто нужно иметь много воли, много выдержки, чтобы выполнить то, что поставлено. Но, если у человека нет воли, его легко сбить с пути. Вот Ленин был человек большой воли. Он рассказывал, как в школьные годы постоянно приходилось брать себя в руки. Он очень хорошо учился, но это нелегко давалось. Например, Ильич очень любил кататься на коньках, но увидел он, что мешает это учебе, бросил. Он очень любил читать. Но и тут брал себя в руки. Лежит интересная книга, он не возьмется за нее, пока уроков не приготовит. И выработал у себя Ленин твердую силу воли. На его слово можно было положиться».

Реклама: