Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Внушение и гипноз (ч.2)

Что же происходит, если гипнотический сон протекает в соответствии с закономерностями парадоксальной фазы? Тогда слово (в обычных условиях значительно более слабый раздражитель, чем болевой) становится чрезвычайно парадоксально сильным раздражителем, а действие болевого раздражителя во много раз ослабляется.

Именно благодаря этой закономерности слово гипнотизера приобретает обезболивающую силу, и это используется, в частности, во врачебной практике, где некоторые операции проводят под гипнозом. Гипнотический сон, гипнотическое внушение вместо наркоза — это реальное достижение современной медицины. Все другие примеры гипнотического внушения, которые мы приводили, также объясняются закономерностями парадоксальной фазы.
Мне случилось как-то видеть во время гипнотического сеанса сравнительно редкий случай «внушения возраста». Взрослый, солидный человек, лет 40—45, инженер сидел на полу и по совету гипнотизера запускал игрушечный паровозик. Он гудел, свистел, размахивал руками и вел себя так, как может вести себя четырехлетний ребенок наедине с самим собой. Именно это и было ему внушено гипнотизером.

Характерно, что при «внушении возраста» подопытные иногда начинают говорить в точности так же, как они говорили, когда были детьми, так же картавить, шепелявить, произносить «в» вместо «л» и т. д. Это нельзя объяснить законами парадоксальной фазы. Но для ультрапарадоксальной фазы свойственно торможение всех сравнительно новых временных связей, в которых закрепляется общественный опыт человека (в частности, всех связей, которые образуются при указаниях «нельзя», «неудобно», «неприлично»), и растормаживание связей, освобождение их из-под слоя новых напластований, которые угасли очень давно, еще в детском возрасте. По всей вероятности, «внушение возраста» связано с особенностями гипнотического внушения в условиях ультрапарадоксальной фазы.
Гипнотические фазы, в особенности парадоксальная, могут наступать иногда и в состоянии бодрствования, что называется «на яву». И. П. Павлов говорил о том, что надо «признать длинный ряд степеней гипнотического состояния — от едва отличимой от бодрого состояния степени до полного сна».
Снижение тонуса коры, связанное с тормозным состоянием больших полушарий, повышает внушаемость и самовнушаемость. Такое состояние наблюдается при общем утомлении организма, истощении и при угнетающих переживаниях: ужас, растерянность, смущение. Недаром говорится: «У страха глаза велики», «Пуганая ворона куста боится».
И. П. Павлов писал: «...то, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физическим субстратом тормозное состояние больших полушарий». Вспомним известное стихотворение А. С. Пушкина «Трусоват был Ваня бедный», там чудесно показано, как страх способствует самовнушению и самовнушение усиливает страх.
«Скрытым» тормозным состоянием, очевидно объясняется и случай, описанный П. И. Булем. В одной большой студенческой аудитории состоялась лекция. Профессор химии, увидев, что студенты утомлены, решил их растормошить. Он заявил, что сейчас сделает опыт в целях изучения скорости распространения запаха одного пахучего вещества. Он попросил студентов поднять руки, как только они ощутят тот или иной запах. С этими словами профессор налил несколько капель темной жидкости на вату перед собой и с видом отвращения отошел в сторону. Вскоре многие студенты почувствовали неприятный запах. Выяснилось, что запахи ощущались разные, но все неприятные. Наконец, и на задних скамьях амфитеатра стали ощущать дошедший туда запах. В это время некоторых лиц, сидящих впереди, вблизи источника запаха, пришлось вывести, так как им сделалось дурно. После опыта студентам открыли правду: пахучая жидкость была водой, подкрашенной чернилами.

В этом случае ряд факторов влиял на студентов, способствуя внушению: утомление, предшествующее опыту и несколько снизившее тонус коры, доверие к профессору и готовность всех «ощутить» запах, массовость аудитории, в результате чего внушающее воздействие производил не только профессор, но и сами студенты друг на друга, наконец, то, что внушались именно обонятельные ощущения, которые обычно более неопределенны и смутны по сравнению, например, с зрительными или слуховыми.
Итак, внушение имеет научное, объективное объяснение, с какими бы его формами мы ни встречались — пусть удивительными и ошеломляющими.
И в нормальном состоянии человека, и при гипнозе, и при частичном снижении тонуса коры мозга — словесное внушение остается «наиболее упрощенным, типичнейшим условным рефлексом человека» (И. П. Павлов). Словесное внушение — это рефлекс, возникновение которого обусловливается наличием второй сигнальной системы.

Внушаемость, как вы видите, является отрицательным качеством воли, как и внешне противоположные ей качества: упрямство и негативизм. Никакой ценности для личности такие качества не представляют.
Каковы же те положительные волевые качества, которые должен стремиться воспитать у себя каждый? О некоторых из них было уже сказано, о некоторых мы еще поговорим.

начало

Реклама: