Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Действия, поступки, характер (ч.1)

Источник сведений о характере—Действие. Человек по самому своему существу деятелен. Ни фотография, ни самый удачный портрет не дадут столько сведений о человеке, как его действия.

Всё это известно с давних времен. Наблюдая привычные движения и действия человека, мы познаем его характер. Немалую помощь в распознавании особенностей характера играет походка. Такой превосходный психолог, каким был Оноре Бальзак, придавал исключитель-ное значение изучению походки человека, этой, по его словам, «физиономии нашего тела». Им был даже написан специальный трактат «Теория походки», к сожалению, не переведенный на русский язык. И в самом деле, походка способна раскрыть нам некоторые черточки характера.
Впрочем, не только походка, но и в известных обстоятельствах непроизвольные движения рук выступают как ценный характерологический признак. Вспоминается великолепный психологический этюд Стефана Цвейга, посвященный рукам игроков: «Все можно узнать по этим рукам, по тому, как они ждут, как они хватают, медлят: корыстолюбца — по скрюченным пальцам, расточителя — по небрежному жесту, расчетливого — по спокойным движениям кисти, отчаявшегося — по дрожащим пальцам; сотни характеров молниеносно выдают себя манерой, с какой берут в руки деньги: комкают их, нервно теребят или в изнеможении, устало разжав пальцы, оставляют на столе, пропуская игру. Человек выдает себя в игре — это прописная истина, я знаю. Но еще больше выдает его собственная рука».

Походку, как и жестикуляцию, нелегко описать, а тем более как-то систематизировать эти описания и установить точные признаки того или иного характера по этим неуловимым, меняющимся, зыбким показателям. То, что вполне приемлемо для беллетриста, то явно недостаточно для науки.
Для того чтобы создать классификацию жестов и непроизвольных движений, а следовательно, и некую систему характерологических показателей, было бы желательно (если бы это было возможно) остановить жест, иметь его точную копию, слепок жеста. Это дало бы возможность сличить его с жестами других людей, найти сходное и различное, систематизировать наблюдения. На первый взгляд это невозможно, разве что при помощи киноаппарата. Но еще за несколько сотен лет до изобретения киноаппарата стало ясно, что способ фиксации жеста человека — его почерк. В самом деле почерк— это записанный жест, надолго сохраненный бумагой.

В XVII веке возникает «графология», которая использует изучение почерка для определения характера и способностей человека. Первое графологическое сочинение так и называлось: «О способах узнавания образа жизни, характера и личных качеств человека по его письму». Общий характер почерка, рассуждали графологи, есть не что иное, как отражение общего характера движений. А движения кладут свой отпечаток и на почерк. Привычка к известному роду движений выражается у всех людей в постоянных и одинаковых движениях пера. При широких движениях наблюдаются крупные буквы и размашистые черты. В противоположность этому, мелкие, робкие и подавленные движения выражаются в мелких буквах. Сухие и резкие движения дают угловатый почерк, а гибкие и грациозные — размашистый и округленный.
Имея возможность обобщить и систематизировать различные типы почерка на основании особенностей нажимов, связности букв, наклона их, росчерка и т. п. графолог делал заключение об индивидуальности человека, о его характере, способностях и талантах и далеко идущие прогнозы его будущего.

Вот типичная система «доказательств», взятая из одного графологического сочинения. «Посмотрите на жесты здорового, сильного и энергичного человека, и вы увидите, что они точны, отчетливы и размеренны. Таков же его почерк: он направлен по прямой линии от одного края страницы до другого. Следовательно, заключает графолог, ровный, идущий по горизонтальной линии почерк указывает на силу характера, самообладание, моральное равновесие, непоколебимую волю. Посмотрите теперь на человека с живым воображением, веселого и полного надежд, все его движения стремятся вверх. Почерк его будет восходящим, как бы передающим его надежды, желания и стремления его ума и сердца».
И далее графолог сообщает, что близко стоящие буквы указывают на скупость, а очень удаленные друг от друга — на «щедрость и широту натуры». Буквы одного и того же слова, не соединенные между собой, характеризуют мечтателей и людей, у которых преобладают чувства, а связанные между собой буквы — людей аналитического ума, мыслящих логически. Таким путем создавалась целая система признаков почерка и соответствующих черт характера, к слову сказать, не во всем одинаковая у разных графологических авторитетов.
Как же следует отнестись к графологическим данным и к графологии? Можно ли считать достоверным то, что утверждают графологи? Можно ли по почерку заключить о характере? Такие вопросы задают на каждой лекции, посвященной характеру человека.

Очевидно, нет оснований попросту отбрасывать графологические данные, считая всякое исследование почерка с характерологическими целями сплошным и беспросветным шарлатанством. Идея о том, что почерк человека находится в известном соответствии с индивидуальными особенностями человека и с его психологическим состоянием, не может быть признана неверной.
Общие особенности двигательных реакций человека, а именно их интенсивность, степень координированности, эффективность (т. е. сопровождение переживаниями), несомненно, влияют на почерк, отражаются на величине и форме букв, направлении строчек, на связности отдельных элементов в буквах и самих букв в словах и т. д.

Продолжение

Реклама: