Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Действия, поступки, характер (ч.2)

Не лишены некоторых оснований и соображения о том, что поднимающиеся вверх строчки свидетельствуют об уверенности, настойчивости, общей «мажорности» характера, а строчки «нисходящие», как бы сползающие, спускающиеся при приближении к краю страницы, свидетельствуют о подавленности, нерешительности, робости.

Очень выразительны в этом отношении росчерки. Вычурная подпись с всяческими завитушками и петлями в росчерке сплошь и рядом принадлежит- человеку самоуверенному, тщеславному и нескромному — так во всяком случае на основании многочисленных наблюдений утверждают графологи, и, пожалуй, с ними можно в этом согласиться. Иногда чрезмерно вычурный почерк, является одним из диагностических признаков психического заболевания, сопровождающегося «манией величия».
И все-таки притязания графологов на определение такого сложного психического образования, как характер, исключительно и непосредственно по почерку в научном отношении являются беспочвенными и крайне сомнительными. Быть может, какие-то удачные и бесспорные случаи определения характера по письму имели место, но трудно сказать, какую роль здесь сыграла интуиция, случайность, а какую — графологический анализ.

Графологи допускают ошибки, предполагая, что между той или иной конфигурацией написанной буквы и соответствующей чертой характера существует прямая зависимость. Та или иная особенность почерка может вызываться не одной, а разными причинами.
Так, например, почти все графологи считают, что несвязанность букв в слове свидетельствует о мечтательности, художественной одаренности, повышенной эмо-циональности и т. д. Мне хорошо известен один человек, у которого наблюдается именно эта особенность почерка, о которой сказано выше: каждая буква в слове пишется им отдельно. И что же? Это художественная натура? Мечтатель? Поэт? Нет, дело объясняется куда более прозаически. Этот человек в молодости, довольно долго работая в книгохранилище, дублировал библиотечные карточки. А для этой цели употребляется так называемый «библиотечный почерк», где каждую букву требуется писать отдельно. И вот как отголосок этой давней работы особенность его почерка — не связанные между собой буквы в слове. Возьмись кто-нибудь за определение характера и наклонностей этого человека по почерку—и ошибка гарантирована.

Зыбкая почва графологии издавна благоприятствовала произрастанию различных коммерческих предприятий. Причем графологи-профессионалы восполняли слабость своих научных систем незаурядной наблюдательностью и отсутствием излишней щепетильности.
В одном из юмористических рассказов Ильфа и Петрова рассказывается о том, как глава крупного учреждения, озабоченный вопросом о характере и способностях своих подчиненных, решил обратиться к графологу.

Увидев написанную начальственную резолюцию: «Тов. Кошк.-Эриванскому. На заключение», графолог составил характеристику, в которой говорилось: «Вы, несомненно, заведуете отделом, а вернее всего, являетесь главой большого учреждения. Особенности вашего почерка позволяют заключить, что вы обладаете блестящими организационными способностями и ведете ваше учреждение по пути процветания. Вам предстоит огромная будущность». Начальник был в восторге, и грандиозная эпопея изучения почерков ничего не подозревавших служащих началась. Далее авторы рассказывают о том, как графолог дал совершенно блестящую характеристику одному скромному служащему, догадавшемуся сунуть ему взятку («оригинальный наклон букв свидетельствует о бескорыстии. Довесок к букве «щ» говорит о необыкновенной работоспособности, а завиток, сопровождающий букву «в», — о воле к победе»), и как печально это всё кончилось для предприимчивого служащего, в котором начальник увидел возможного конкурента.

Ситуация, конечно, шуточная, но в ней довольно верно показана антинаучность графологии. Переоценивая значение связей между чертами характера, непроизвольными движениями человека и его почерком, претендуя на точность и объективность этих взаимозависимостей, графология вырождается в псевдонауку, которая немногим отличается от гадания на картах. Почерк, походка, жестикуляция, как и выражение лица человека, его мимика, манера одеваться, привычные интонации голоса — всё это лишь в совокупности наблюдаемых особенностей дает представление о чертах характера.

Продолжение

Реклама: