Логотип Логотип 2

на главную

Ступеньки развития

Характеризуя развитие растущего организма, принято различать определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший, средний и старший школьный возрасты. В отдельные возрастные периоды процессы роста и развития протекают неравномерно и неодинаково. Каждый возрастной период отличается специфическими морфологическими и физиологическими особенностями, учитывать которые необходимо, чтобы правильно обучать и воспитывать детей, умственно и физически развивать их и создавать необходимые условия окружающей среды.

Для преддошкольного возраста (до 3 лет) характерно бурное протекание процессов роста и развития.

Происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Окостенение позвоночника идет постепенно. Позвоночник новорожденного практически не имеет изгибов, которые образуются с развитием двигательных функций. Так, в 6—7 недель ребенок начинает поднимать и держать головку и появляется шейный изгиб.

При рассмотрении анатомо-физиологических особенностей следует прежде всего остановиться на кожных покровах. Кожа не только покров, отгораживающий организм ребенка от неблагоприятных влияний окружающей среды, но и тесно связывающий его с этой средой благодаря наличию многочисленных нервных рецепторов.

Кожа ребенка обладает относительно большей поверхностью, чем у взрослых, и обильно снабжена капиллярной сетью, что увеличивает теплоотдачу в окружающую среду. Несовершенство механизмов образования и отдачи тепла обусловливает склонность маленьких детей к переохлаждению и перегреванию. По своему строению и функциям кожа ребенка отличается от кожи взрослого тонкостью, нежностью и легкой ранимостью. Это, а также недостаточная сопротивляемость кожи повышают возможность инфицирования и развития у детей кожных заболеваний. Кроме того, различные внешние воздействия (водные процедуры, воздушные ванны, лучистая энергия солнца и искусственных источников) оказывают на кожу ребенка более резкое влияние, чем у взрослых.

Исходя из сказанного, система гигиенических мероприятий прежде всего должна обеспечивать надлежащую чистоту кожных покровов для возможности проявления способности самообеззараживания кожи. Необходима систематическая тренировка кожи путем ежедневного обмывания или обтирания ее водой комнатной температуры с детского возраста.

Костно-мышечная система детей тоже имеет особенности. Скелет новорожденного состоит из хрящевой и костной ткани, которая постепенно заменяет хрящевую ткань. В костной ткани детей содержится больше органических веществ и меньше митральных. Это обусловливает большую эластичность их скелета и легкое возникновение деформаций его при длительных напряжениях и неправильных положениях тела.

Постоянные изгибы шейной и грудной частей позвоночника образуются к 7 годам, а поясничный — лишь к наступлению половой зрелости. Сращение отдельных костей скелета, в частности таза, заканчивается только к 17—18 годам. Поэтому при прыжках с высоты на твердую поверхность возможны смещения тазовых костей с последующим неправильным сращением. В последующем у женщин это может неблагоприятно сказаться на родовой функции.

Процесс окостенения костей запястья и фаланг пальцев завершается к 10—13 годам.

Особенности формирования позвоночника обусловливают возможность развития значительных его изменений при неправильных положениях тела и длительной односторонней нагрузке. Искривлению позвоночника может способствовать неправильное положение в кроватке, вождение ребенка за одну и ту же руку, ношение на одной и той же руке. Искривление позвоночника у школьников (сколиоз, кистоз или лордоз) возможно при неправильной посадке ребенка за партой или на стуле. Определенное значение имеет, и отказ школьников пользоваться ранцами, так как портфели могут давать одностороннюю нагрузку, отражающуюся на осанке.

Срастание отрезков грудной кости также завершается сравнительно поздно. Поэтому, если школьник будет постоянно опираться грудью о край крышки парты, могут возникнуть нарушения в развитии грудной клетки, что в свою очередь неблагоприятно отразится на формировании и деятельности легких, сердца, крупных кровеносных сосудах.

Учитывая особенности костной системы, важно следить за тем, чтобы ребенку было удобно сидеть при приготовлении уроков. Для этого стул надо придвинуть к столу так, чтобы край стула слегка (на 3—5 см) заходил под край стола, сидеть надо ровно, руки (до локтей) положить на стол.

Если стол высок, не по росту, надо сделать сидение повыше, положив на стул толстую доску. Если при этом ноги не достают до пола, то нужно опереться ими на перекладину, соединяющую ножки стола, или поставить под ноги скамеечку.

Мышечная система органически связана с костной, так как они совместно обеспечивают движения человека. Прежде всего развиваются крупные мышцы (мышцы туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра). К 6— 7 годам они хорошо уже развиты, в то время как такие мелкие мышцы, как мышцы кисти, еще не развиты. Поэтому дети младшего возраста в значительной мере овладевают основными видами естественных движений (ходьба, прыжки, бег и др.), но им трудно производить мелкие и координированные движения.

Из-за несовершенства координации движений, а следовательно, неэкономной затраты сил для занятий по физической культуре следует подбирать упражнения, способствующие координации движений.

К 9—12 годам движения детей становятся более координированными и они могут выполнять их в заданном ритме.

С возрастом растет масса мышц, увеличивается их сила, совершенствуется координация движений и умение владеть своим телом. Умеренные и доступные для детей физические упражнения являются одним из средств укрепления как костно-мышечного аппарата, так и всего организма.

Органы дыхания и сердечно-сосудистая система имеют особенности и претерпевают существенные изменения в процессе своего развития.

По сравнению со взрослыми для маленьких детей характерна узость дыхательных путей (особенно верхних), нежность их тканей и легкая ранимость слизистых оболочек, обильно снабженных кровеносными и лимфатическими сосудами. Это обусловливает частое нарушение носового дыхания даже при незначительном насморке и проникновение в дыхательные пути пыли и патогенных микробов. Поэтому необходимо соблюдать чистоту воздуха в помещениях, где находятся дети.

В режиме дня ребенка следует предусматривать время для прогулок. Для ребенка характерно более поверхностное и частое дыхание, сравнительно малая жизненная емкость легких. Постепенно уменьшается частота дыхания и увеличивается жизненная емкость легких, наибольшее увеличение которой наблюдается в период полового созревания.

Указанные особенности определяют основные пути проведения соответствующих профилактических мероприятий. Это прежде всего забота о нормальном развитии грудной клетки путем дыхательной гимнастики, укрепляющей слаборазвитую межреберную мускулатуру, различных видов физических упражнений (плавание, лыжи, коньки и т. д.), необходимо также следить за правильной посадкой ребенка во время школьных и домашних занятий.

Сердечно-сосудистая система, как и другие органы, претерпевает существенные изменения в процессе своего развития. Интенсивность роста сердца наиболее выражена в первый год жизни и в последующие годы до 7 лет. В 7—10 лет нарастание размеров и объемов сердца идет постепенно.

Артерии у детей 7 лет относительно шире, чем у взрослых, что обусловливает низкий уровень артериального давления. Объем крови, выбрасываемой сердцем в артерии на каждом сокращении, меньше, чем у взрослого, поэтому частота сердечных сокращений у детей больше, чем у взрослых. У детей младшего школьного возраста частота сердечных сокращений становится более устойчивой.

В возрасте 12—15 лет отмечается быстрый рост массы сердца, и к 15 годам она увеличивается в 15 раз по сравнению с массой сердца новорожденного. Однако масса сердца в этом возрасте еще недостаточна для выброса большого объема крови. Наряду с этим в этом возрасте отмечается несоответствие между размером сердца и просветом сосудов, которые отстают в своем развитии. Это обстоятельство может явиться причиной повышения уровня артериального давления и нарушения сердечного ритма.

Указанные особенности, а также повышенная возбудимость сердца у подростков требуют осторожного подхода к назначению физических упражнений и выполнению физического труда.

Эмоциональные состояния, психические переживания, перегрузка на занятиях у некоторых подростков могут привести к неврозам. Гигиена органов кровообращения предъявляет определенные требования к одежде и посадке детей. Так, тесная одежда, узкие воротнички и тугие пояса, неудобная мебель сдавливают крупные кровеносные сосуды и могут нарушать питание тканей.

Важную роль для гигиены детства играют особенности развития органов пищеварения.

В 6—7 лет у детей начинается смена молочных зубов на постоянные, зубная эмаль которых более тонкая, чем у взрослых. Вследствие этого постоянные зубы у детей могут легко подвергаться кариесу.

Слюнные железы имеются к моменту рождения, однако в первые месяцы жизни функционируют недостаточно, чем объясняется известная сухость слизистых оболочек.

Пищевод у детей короче и уже, чем у взрослых, беден эластичной тканью и покрыт нежной слизистой оболочкой. Эти особенности требуют тщательной кулинарной обработки пищи.

У детей младшего возраста во много раз меньше, чем у взрослых, объем желудка и менее выражены кислотность и ферментативная активность желудочного сока. Это часто вызывает расстройства пищеварения и рвоту при перекармливании ребенка. Поэтому питание детей должно быть более дробным и мелкими порциями. Определенное значение имеют и некоторые возрастные особенности кишечника. Длина кишечника у детей относительно больше, чем у взрослых. Слизистая оболочка кишечника хорошо развита, нежна и обильно снабжена кровеносными лимфатическими сосудами. Это обусловливает лучшее всасывание в кровь и лимфу питательных веществ у детей.

Мышечный слой кишечника и его эластичные волокна развиты слабее, чем у взрослых, что отчасти объясняет склонность к запорам.

Особенности строения и деятельности желудочно-кишечного тракта у детей, а также особенности их энергетического обмена должны учитываться при организации питания.

В течение первых 2 лет жизни ребенок получает свой суточный рацион приблизительно равномерными порциями в течение дня, постепенно переходя от 6—7-кратного приема пищи к 5-кратному и затем к 4-кратному. Особо следует отметить значение рациональной организации питания учащихся в школе, так как дети школьного возраста должны принимать пищу не менее 4 раз в день. При длительных учебных занятиях — до 5 ч в день и более — одного утреннего завтрака, который ребенок съедает перед уходом в школу, недостаточно. Поэтому необходима организация дополнительного питания учащихся во время большой перемены в группах продленного дня.

Анатомо-физиологические особенности имеют и органы внутренней секреции, к которым относятся щитовидная, зобная железы, гипофиз, надпочечники п др.

Железы внутренней секреции оказывают существенное влияние на интенсивность обмена веществ, на процессы роста и развития детского организма. Они находятся в тесной взаимосвязи, и в каждый возрастной период большее влияние на организм оказывает та или иная железа. Так, в раннем детском возрасте наиболее существенное влияние оказывают надпочечники и зобная железа. К 7 годам наблюдается уменьшение роли зобной железы и надпочечников, значительное влияние оказывают щитовидная железа, гипофиз и начинает проявляться действие половых желез.

В подростковом возрасте наблюдается перестройка эндокринной системы. Начинается усиленный рост половых желез.

Имеют некоторые особенности развития и органы чувств (анализаторы). Именно благодаря слуху, зрению, осязанию, обонянию и вкусу человек воспринимает окружающую среду.

У новорожденного ребенка органы чувств имеют разную степень развития, их совершенствование в процессе развития идет с различной быстротой. К 7-летнему возрасту все органы чувств у ребенка хорошо развиты, однако некоторые из них имеют особенности по сравнению со взрослыми. Это прежде всего относится к глазу.

Для того чтобы ясно различать предметы на близком или далеком расстоянии, глаз определенным образом приспосабливается. Способность глаза видеть на близком и далеком расстоянии называется аккомодацией. Эта способность связана с изменением формы хрусталика. При рассматривании предметов на близком расстоянии хрусталик становится выпуклым и, наоборот, уплощается при взгляде на предметы, расположенные вдали. У детей вследствие большой эластичности хрусталик быстро меняет свою форму, стенки глазного яблока у ребенка более податливы к внутриглазному давлению и способны удлинять свою ось в переднезаднем направлении. Продолжительная аккомодация глаз и систематическое их кровенаполнение при значительном наклоне головы могут способствовать близорукости. Подобное ухудшение зрения увеличивается по мере перехода из класса в класс.

Какие же неблагоприятные условия способствуют развитию близорукости (миопии)? Это прежде всего согнутая рабочая поза, недостаточное освещение, частая смена расстояния от глаз до книги, рабочей поверхности. Немаловажное значение имеет неполноценное питание (в частности пища, бедная витаминами).

Ослабленный перенесенными заболеваниями организм является благоприятной почвой для развития близорукости, так как общее снижение устойчивости организма ухудшает работу аккомодационного аппарата, с помощью которого осуществляется приспособление глаза к рассмотрению предметов на разном расстоянии.

Как же предупредить развитие близорукости? Глазам, как и любому органу, нужен отдых. Через 20—25 мин работы рекомендуется несколько секунд посмотреть вдаль в окно. После 45 мин работы над уроками, как и в школе, надо устроить перемену минут на 5—10. Письменный стол должен быть хорошо освещен настольной лампой (обязательно с абажуром), стоящей слева, с мощностью лампочки 60 Вт и общим верхним освещением комнаты. В противном случае будет резкий контраст между ярко освещенной поверхностью стола и всей комнаты — и глазам придется приспосабливаться к различной степени освещенности.

Некоторые школьники учатся во вторую смену и готовят уроки при естественном освещении. Для создания хорошей естественной освещенности не следует ставить цветы на подоконник или большие цветы у окна, а занавески при занятиях надо откинуть.

Установлено, что для меньшего напряжения глаз расстояние от глаз до книги должно быть не менее 25 см. Школьник может это расстояние определить сам. Надо руку локтем поставить на стол, а кончиками пальцев коснуться виска.

Исследованиями установлено, что чрезмерное увлечение телепередачами оказывает вредное влияние на орган зрения. Чтобы просмотр телепередач не принес вреда, ребенок должен смотреть передачи не чаще 2 раз в неделю, не более 2 ч в день, за исключением детских передач, которые можно смотреть ежедневно. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2—2,5 м, но не более 5 м. Необходимо следить за тем, чтобы изображение было четким и ясным. Следует также помнить, что при просмотре телепередач обязательно надо включать верхний свет.

Если вы заметили, что ребенок стал хуже видеть или он жалуется на резь при зрительной работе, чувство усталости в глазах, следует срочно обратиться к врачу.

Прежде чем говорить об особенностях нервной системы, следует отметить, что именно ее высший отдел — кора головного мозга осуществляет единство нашего организма с окружающей средой, а также непрерывную регуляцию всех физиологических процессов применительно к меняющимся условиям окружающей и внутренней среды организма. Нервной ткани присущи свойства возбуждения и торможения, которые являются двумя противоположными фазами нервного процесса.

Возбуждение и торможение возникают в нервных клетках коры головного мозга под влиянием воздействия окружающей среды или внутренних процессов. Если функциональная нагрузка очень велика и угрожает нервным клеткам истощением, в них возникает охранительное торможение. При возникновении возбуждения в какой-либо части коры головного мозга в других ее частях развивается торможение. Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной области коры головного мозга, имеет тенденцию распространяться (иррадиация) на близлежащие участки, а затем сосредоточиваться в исходном пункте (концентрация). В преддошкольпом возрасте процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Поэтому при появлении, например, очага возбуждения в пищевом центре возникает общая реакция возбуждения — и ребенок становится беспокойным, кричит. Наоборот, тормозной процесс, возникающий в одном очаге, быстро распространяется по всей коре и вызывает сон. Если у детей до года условные связи вырабатываются лишь на непосредственные раздражители, то после года и на речевые раздражители.

В преддошкольном возрасте происходят значительные морфологические и функциональные изменения нервной системы. Безусловные рефлексы, с которыми человек рождается (пищевой, сосательный, оборонительный, ориентировочный), отличаются постоянством и устойчивостью, а условные рефлексы развиваются позднее. Самым ранним условным рефлексом является рефлекс на положение при кормлении (к концу 2-й недели), а на зрительные и слуховые раздражители — на 2—3-м месяце жизни.

На первом году жизни ребенка для правильного развития его необходимо соблюдать строгий режим, постоянство чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) происходит дальнейшее развитие нервной системы. Условные рефлексы образуются значительно быстрее, чем в более раннем возрасте. Однако процессы иррадиации еще преобладают над процессами концентрации, поэтому очаги возбуждения в двигательной области коры приводят к участию в движении не только мышц, работа которых непосредственно нужна, но и других. Дети уже могут некоторое время сосредоточить внимание на одном занятии, одном предмете.

Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Процессы иррадиации и торможения все еще преобладают над процессами концентрации, что обусловливает недостаточную координацию движений и неустойчивость внимания. С 8—9 лет увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.

В переломный период развития организма (11—14 лет) повышается возбудимость центральной нервной системы, ослабляются все виды внутреннего торможения, причем у девочек это выражено сильнее и сопровождается нарушением вегетативных функций (сердцебиение, лабильность ритма дыхания, сосудистые расстройства и др.). Отмечается повышенная утомляемость при умственных и физических нагрузках, эмоциональная возбудимость проявляется стремительными, порывистыми действиями, часто без учета физических сил и возможностей.

В начале подросткового периода (15—18 лет) сохраняется преобладание возбуждения и ослабление всех видов внутреннего торможения, что затрудняет стабилизацию условных рефлексов. У некоторых подростков наблюдаются психическая неуравновешенность, явления негативизма. К концу подросткового периода функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки.

Гигиена нервной системы в детском и юношеском возрасте связана с рациональной организацией учебно-воспитательной работы и бытовых условий. Первостепенное значение имеет соблюдение правильного распорядка дня, включающего в себя основные режимные моменты — сон, пребывание на свежем воздухе, прием пищи, школьные занятия и т. д. Только повседневное выполнение этого режима обеспечивает ритмичное и нормальное протекание всех физиологических функций, выработку рефлекторных реакций, облегчающих работу органов и систем.

Reklama: