Логотип Логотип 2

на главную

На Вы со своим телом

М. Я. Студеникин доктор медицинских наук

Многие родители считают, что ребенок должен обязательно перенести некоторые болезни. Им даже кажется, что чем раньше он заболеет, тем легче будет протекать болезнь. Это не совсем так. Ведь любая болезнь ослабляет детский организм, является помехой в его развитии и затрудняет воспитание ребенка.

Некоторые болезни можно предотвратить. В этом нет ничего сложного. Все меры предупреждения болезней просты и доступны каждой семье. Соблюдение гигиенических правил, режима, полноценное питание, разумное закаливание, систематические физические упражнения, занятия спортом, своевременные профилактические прививки и ограничение возможного контакта с инфекционными больными — вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребенка.

Закаливание детей. Известно, что уже новорожденный ребенок отвечает врожденными приспособительными реакциями на воздействие факторов окружающей среды. Внутриутробный период развития характеризуется постоянством внутренней среды организма ребенка, которая регулируется преимущественно организмом матери. После рождения регуляторная функция полностью осуществляется самостоятельно. Однако выносливость ребенка на ранних этапах его развития ограниченна, поэтому неблагоприятные условия могут сыграть отрицательную роль в развитии ребенка, превратив его в слабого, болезненного, даже если он родился здоровым. И наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может развиваться нормально. Учитывая эти обстоятельства, необходимо с первых дней жизни младенца активно, а главное, сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы по отношению к таким факторам, как холод, тепло, влажность, колебания атмосферного давления.

Научные исследования и врачебные наблюдения показали, что естественные факторы — температура воздуха, вода, солнечное излучение — могут быть использованы для повышения защитных сил организма. Взаимосвязь организма с окружающей средой осуществляется рефлекторно, посредством широкой сети нервных окончаний — рецепторов представленных во всех органах и тканях. Особенно богата ими поверхность тела. Рациональное использование естественных факторов природы в условиях меняющейся температуры принято называть закаливанием. Сущность закаливания прежде всего состоит в тренировке механизма терморегуляции, Систематическое воздействие различных температурных раздражителей; укрепляет связь коры головного мозга с рецепторами кожи, совершенствуя тем самым регуляторные механизмы, увеличивая диапазон функциональных возможностей, при которых сохраняется постоянство внутренней среды организма, необходимое для правильного развития.

Закаливание является надежным средством профилактики простудных заболеваний. Применять его можно в любое время года, однако лучше начинать в летний период и продолжать систематически в течение всего последующего времени. Невозможно закалить организм за несколько дней. Закаливание надо проводить длительно, с большой настойчивостью и терпением. Основными принципами системы закаливания являются регулярность, постепенность, строгий индивидуальный подход, при этом особенной осторожности и внимания требуют физически ослабленные дети. Поэтому прежде чем начать систематическое закаливание, нужно правильно оценить индивидуальные особенности и возможности ребенка. А сделать это может только врач.

Приступая к закаливанию, следует помнить и строго выполнять гигиенические требования не только по отношению к ребенку, но и к помещению, где он находится. Осенью и зимой надо многократно, не менее чем по 10—15 мин проветривать комнату, а в период, когда ребенок находится на прогулке, хорошо устроить сквозное проветривание. Непосредственно перед сном следует на 5—7 мин открывать форточку. Уборка детской комнаты должна проводиться влажным способом. Категорически запрещается курить в помещении, где находится ребенок.

Нужно стремиться к тому, чтобы независимо от погодных условий ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе.

С ребенком, родившимся летом, если температура воздуха не ниже 12—15°С, можно с первых дней выходить на прогулки. Если ребенок родился в холодное время года, то, прежде чем выйти на улицу, приучите его к холодному воздуху, открыв окно в комнате. Одет ребенок должен быть так, как при прогулке на улице. В первые дни продолжительность прогулок не превышает 10 мин, а затем ее доводят до 30—40 мин. Через 2-3 недели при температуре воздуха не ниже минус 5°С можно выходить на улицу. Дети первых 2—3 месяцев жизни могут гулять при температуре не ниже минус 10°С 2—3 раза в день, продолжительностью от 20—30 мин до 1 ч 30 мин.

В возрасте 6—8 месяцев ребенок может гулять при более низкой температуре, а к концу 1-го года жизни — даже при минус 15°С, при этом продолжительность прогулок в зависимости от погодных условий может быть от 1 до 3 ч. Места для прогулок должны быть по возможности защищены от ветра, поскольку известно, что движение воздуха усиливает теплоотдачу и содействует переохлаждению, а сильный ветер затрудняет дыхание.

Небольшой насморк при нормальной температуре тела не является противопоказанием к прогулке на свежем воздухе. Малышу перед выходом на улицу следует прочистить нос ватным фитильком, чтобы он свободно дышал. В теплое время года ребенок большую часть дня должен проводить вне помещения. Очень полезен сон на свежем воздухе. Дети быстро засыпают, сон у них обычно ровный и спокойный, дыхание более глубокое, что способствует улучшению газообмена и обмена веществ. Просыпаются дети бодрыми и веселыми.

Одевать детей следует по сезону. Учитывая, что дети подвижны, не следует кутать их, особенно необходимо соблюдение гигиенических требований к одежде при закаливании. Одежда должна быть легкой, гигроскопичной, из натуральных тканей и материалов, в зависимости от сезона 3—4-слойной. Излишне тепло одетому ребенку трудно двигаться, он быстро перегревается и устает. Перегревание более вредно для здоровья, чем охлаждение, поскольку специальными исследованиями доказано, что организм ребенка лучше адаптируется и переносит низкие температуры, чем высокие. Учитывая это, родители должны помнить, что несоответствие одежды ребенка температуре воздуха может приводить как к переохлаждению, так и к перегреванию. И то и другое вредно для ребенка и ведет к заболеваниям.

Воздушные ванны. Воздушные ванны являются первым мягким и эффективным средством закаливания. Смена пеленок, переодевание, раздевание малыша перед купанием — это и есть первые воздушные ванны. На 1-м месяце жизни процесс переодевания по времени постепенно увеличивается, достигая на 2-м месяце 3—4 мин. К регулярным воздушным ваннам можно приступить, когда ребенку исполнится 3—4 мес. Оптимальная температура воздуха при этом в комнате должна быть не ниже 22°С. В дальнейшем ее постепенно понижают до 18— 19°С, а для детей старше 2 лет — до 16— 17°С.

Полезно сочетать воздушные ванны с массажем, гимнастическими упражнениями. Первые воздушные ванны проводят продолжительностью не более 2—3 мин для малышей 1-го года жизни и 3—5 мин для детей 2—3 лет. Для детей 4—6 лет в зависимости от индивидуальной переносимости длительность воздушных ванн от 5 до 10 мин. Начиная с нескольких минут, доводя до 30—40, а в дальнейшем до 50—60 мин.

Ослабленных или непривычных к прохладному воздуху детей раздевать следует постепенно: вначале оголяют руки и ноги, затем раздевают до пояса и, наконец, оставляют ребенка совсем раздетым.

Противопоказаны воздушные ванны резко ослабленным детям. В летнее время в теплый безветренный день легко возбудимым детям непродолжительные (до 10 мин) воздушные ванны показаны в так называемой кружевной тени деревьев. Они оказывают успокаивающее и тонизирующее действие. Воздушные ванны должны проводиться 2 раза в день. Наиболее благоприятное время для их выполнения летом от 8 до 18 ч. Их полезно сочетать с водными процедурами, при этом оптимальным временем для их проведения является вторая половина дня, после сна.

Солнечные ванны. Солнечные ванны — мощное средство укрепления организма ребенка. Биологические свойства солнечной энергии в настоящее время изучены довольно подробно. Показано, что ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения оказывает стимулирующее действие на целый ряд жизненно важных функций детского организма. В результате правильно дозированного ультрафиолетового облучения улучшается качественный состав крови, повышается обмен веществ, что приводит к лучшему усвоению питательных веществ, а следовательно, и к ускорению роста. Одна из теорий, объясняющих ускорение темпов физического развития современных детей, связывает явление, называемое акселерацией, с усиленной солнечной радиацией.

В медицине широко используют облучение солнцем, как с лечебной, так и с профилактической целью. Однако не следует забывать, что это сильно действующие процедуры. Чрезмерное солнечное облучение вредно отражается на состоянии здоровья и развитии детей.

Приступать к закаливанию солнечными лучами можно только после подготовки ребенка к этому виду закаливания воздушными ваннами. Их можно начинать с детьми 3—4-месячного возраста, при этом допустимы только рассеянные солнечные лучи. Дети в возрасте старше 1 года после предварительного пребывания в течение нескольких дней в кружевной тени деревьев могут быть перенесены под прямые лучи солнца. В первые дни продолжительность процедуры не должна превышать 5—6 мин. Постепенно, после появления загара, продолжительность может быть увеличена до 10 мин.

Солнечные ванны обычно сочетаются с другими закаливающими процедурами. Детям первого полугодия солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре воздуха в тени не ниже 20—23°С общей продолжительностью от 2 до 10 мин. После каждой ванны полезны обливания водой, температура которой 30—35°С. Дети в возрасте 6—12 месяцев могут получать солнечные ванны при температуре в тени не ниже 13—20°С, продолжительность ванны от 5 до 20 мин, температура воды для обливания 28—32°С. Чрезвычайно важно тщательно наблюдать за состоянием ребенка как во время солнечной ванны, так и на протяжении всего периода их приема. При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения, головной боли, а также ухудшении настроения, аппетита, сна пребывание на солнце под прямыми лучами необходимо прекратить.

Наиболее благоприятны для солнечных ванн утренние часы — с 9 до 11 ч, так как в это время тепловое действие солнца еще невелико, а количество ультрафиолетовых лучей максимально. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.

Водные процедуры.

В системе закаливания центральное место по праву принадлежит водным процедурам. Вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью, воздействие ее на терморегуляторные механизмы значительно сильнее, чем воздуха той же температуры, теплопроводность которого почти в 30 раз ниже. При контакте воды с поверхностью кожных покровов в силу описанных выше свойств резко усиливается теплоотдача, сокращаются кровеносные сосуды кожи, сужается их просвет, возникает чувство холода. Часто это сопровождается дрожью, появлением «гусиной кожи». Однако через 1—2 мин сосуды расширяются, возникает ощущение тепла — кожа розовеет и. становится теплой.

При закаливании водой, как ни при каком другом виде закаливания, требуется строгое выполнение основных принципов — регулярности, постепенности, осторожного, строго индивидуального подбора процедур. Различные виды закаливания водой следует использовать и определенной последовательности.

В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, умывания, обливание стоп, обтирания, общие обливания, душ и купания.

Гигиеническая ванна — первая водная процедура, к которой приучают малыша, после того как у него заживает пупочная ранка. Температура воды должна соответствовать температуре тела (36—37°С). Продолжительность приема ванны — 5—7 мин. Для детей старше 1 года температура воды 35— 40°С. После ванны хорошо облить ребенка из кувшина с широким горлом водой, температура которой на 1—2°С ниже той, что была в ванне. Температуру воды для обливания через 5—6 дней необходимо снижать на 1°С, доведя ее до 26—28°С, что является уже контрастным обливанием. Переносимость контрастных обливаний сугубо индивидуальна, поэтому в случае появления испуга, беспокойства необходимо приостановить понижение температуры воды, в некоторых случаях вернуться к более теплой воде (на 1—2°С), в случаях явного протеста нужно совсем отказаться от этой процедуры. Летом гигиенические ванны хорошо проводить на воздухе, при температуре воды 33—35°С.

Во второй половине 2-го года жизни, когда у ребенка наиболее активно прорезаются зубы, умывание лица, мытье рук и ног преследует не только гигиенические, но и закаливающие цели. Лицо и руки ребенка моют 2—3 раза в день водой температуры 25—27°С. В дальнейшем температуру воды постепенно снижают до комнатной (18—20°С). Дети дошкольного возраста должны умываться водопроводной водой температуры 14—16°С. Летом детям школьного возраста полезно умываться водой из естественных источников — родников, чистых проточных ручьев и рек, температура воды в которых обычно 10— 12°С.

К наиболее простым, но специальным методам закаливания, которое можно начинать уже в 3—4-месячном возрасте, относят влажные обтирания. Проводить эту процедуру лучше утром, после ночного сна. Варежку из мягкой мохнатой материи мочат в воде, отжимают и обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги. После этого смоченные части тела быстро промокают, а затем растирают мохнатым полотенцем до покраснения кожи. Температура воды и продолжительность водной процедуры взаимосвязаны: чем ниже температура воды, тем короче процедура. Начинают обтирания у детей 1-го года жизни при температуре воды — 36—37°С. В дальнейшем еженедельно температуру воды снижают на 1°С, доводя до 28—30°С. Для 2—3-летних малышей температуру воды снижают до 26—27°С.

Если эту процедуру впервые начинают применять у детей дошкольного возраста, то начальная температура воды должна быть 30—32°С, с постепенным снижением ее в той же последовательности, что и у детей раннего возраста, до 18—20°С. Вся процедура должна занимать не более 3—5 мин.

Обливание и душ являются сильной процедурой, действующей на нервную систему ребенка. Обливания начинают еще на 1-м году жизни, а душ — в виде ежедневной процедуры — в зависимости от индивидуальных показаний и противопоказаний не ранее чем в 1,5—3 года. Как и другие водные процедуры, обливание и душ требуют постепенного снижения температуры в течение недели на 1°С. Исходная температура воды 33— 35°С, постепенно ее снижают до 25— 26°С.

Детям в возрасте 1 года и старше очень хорошо перед сном проводить обливание стоп. Начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16—18°С. После обливания ноги вытирают насухо мохнатым полотенцем.

Эффективным методом закаливания являются ножные ванны, которые можно применять с 3—4-летнего возраста, после соответствующей подготовки обливания стоп. Эту процедуру проводят по следующей методике. В таз с водой температуры 25—27°С погружают ступни ног ребенка на 1 мин. В последующие дни процедуру ежедневно при данной температуре увеличивают на 1 мин, к 10-му дню она достигает 10 мин. После этого температуру воды снижают на 5— 7°С от исходной (20—22°С). В случае хорошей переносимости после 20-го дня применяют более прохладную воду, температура которой 16—18°С, по той же схеме. После каждой процедуры стопы ног насухо вытирают и растирают до ощущения приятной теплоты.

С 3—4-летнего возраста можно разрешить детям купание в открытых водоемах. Это один из лучших методов закаливания организма в летнее время. Продолжительность первого пребывания в воде не должна быть более 2—3 мин для дошкольников и 3—5 мин для школьников. В дальнейшем длительность процедуры увеличивают до 10—15 мин. Находясь в воде, ребенок должен больше двигаться. При первых признаках озноба необходимо прекратить купание и интенсивно, до покраснения кожи, растереть ребенка сухим полотенцем, потом одеть и поиграть с ним в подвижные игры.

Плавание грудных детей. В последние годы большую популярность приобрело закаливание грудных детей плаванием, Предварительно посоветовавшись с врачом, к нему можно приступать уже с 3-й недели жизни ребенка. Научными исследованиями доказано, что систематические занятия плаванием в полных ваннах вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции радость, улыбку, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий здоровый сон. Процедуры плавания стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают функцию пищеварения, улучшают аппетит, упорядочивают периоды сна и бодрствования, что является основой нормального развития грудного ребенка.

Если ребенок заболел, то следует прекратить водные процедуры. Продолжить их можно после осмотра ребенка врачом в зависимости от состояния здоровья, по соответствующей методике.

Вывозить ли ребенка на юг, в частности на Черноморское побережье Крыма и Кавказа?

Это не простой вопрос, и ответ на него бывает отрицательный, хотя врачи признают полезность морских купаний для детей. Многие дети плохо переносят новые климатические условия.

Высокая температура воздуха и повышенная влажность вызывают у детей солнечные и тепловые удары, или же появляется повышенная раздражительность, снижается аппетит. Ребенку не нужна резкая смена привычных условий. Поездка на юг в летние месяцы требует большой перестройки в организме ребенка, так же как и возвращение с юга, особенно в осенние месяцы (от тепла лета к холодной осени).

Прежде чем взять детей с собой на юг, родители должны задуматься над чем, как будут организованы режим ребенка и его питание. Ведь даже небольшие нарушения в режиме дня и питания для ребенка неприемлемы, а они обязательно будут в этих поездках из-за отсутствия должных бытовых условий. Следовательно, кратковременное пребывание на юге, особенно для маленьких детей, не рекомендуется. С больными детьми надо быть особенно осторожными. Таких детей вывозят только по назначению врача для санаторного лечения в определенное время года. В эти условиях исключается возможность нарушения режима питания, и дети постоянно находятся под наблюдением квалифицированных специалистов.

Лучший отдых для ребенка — в привычном климате, где он может окрепнуть и ощутить радость общения с природой.

Reklama: