Логотип Логотип 2

на главную

Если ребенок отстает в развитии речи

Е. М. Мастюкова, доктор медицинских наук

Одной из проблем, с которой встречаются родители при воспитании ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте, является отставание в развитии речи. Известно, что сроки речевого развития нормально развивающихся детей широко варьируют и зависят от многих факторов (генетической предрасположенности, окружения, пола и т. д.). Например, у мальчиков нередко наблюдаются более поздние сроки становления речи, что связано с особенностями созревания их центральной нервной системы. Отставание в развитии речи может быть обусловлено также влиянием различных неблагоприятных факторов. Речь, как наиболее поздно развивающаяся функция человека, оказывается наиболее ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробный период развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к отставанию речевого развития. Для понимания причин отставания в развитии речи и различных речевых расстройств (например, заикание, отказ от речевого общения — мутизм и др.) следует учитывать неравномерность и скачкообразность раннего речевого развития ребенка. Период от 2 до 3 лет является критическим и наиболее благоприятным сенситивным периодом развития речи. В это время речь развивается наиболее интенсивно, происходит быстрое развитие фразовой речи, переход от ситуативной речи к речи контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, функции внимания, памяти, произвольности и т. п.). На возрастном этапе наблюдается характерная неравномерность развития речи: понимание речи может соответствовать возрасту, развитие же экспрессивной или моторной стороны речи — отставать или происходить неравномерно, рывками, при недостаточной согласованности работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов или сочетаться с недостаточностью артикуляционных движений. Эти особенности речевого развития, а также характерные эмоционально-поведенческие отклонения в виде упрямства, негативизма могут привести к возникновению так называемого эволютивного заикания (заикания развития), мутизма (отказа от речевого общения), речевого негативизма. Последний наиболее часто возникает у детей, отстающих в развитии речи, а также при начавшемся заикании, когда родители требуют и принуждают ребенка говорить или акцентируют его внимание на дефектах его произношения и речевых запинках. Малыш в этих ситуациях может отказаться от речевого общения, что явится его реакцией протеста на чрезмерно высокие для него требования взрослых в период возрастного негативизма.

Отставание в развитии речи и речевой негативизм могут быть связаны и с неблагоприятными условиями окружения и воспитания: конфликтная обстановка в семье, разный подход близких к воспитанию ребенка. Неблагоприятным фактором для развития речи может быть и чрезмерная опекаемость ребенка взрослыми и стремление предупредить каждое его желание, что не может создать мотивации (стремления) к речевому общению. Крайне неблагоприятное влияние на развитие речи ребенка оказывает недостаточность речевого общения, отсутствие или недостаток эмоционального контакта с матерью и окружающими, что вызывает психическую и эмоциональную подавленность. Если же при этом ослаблена центральная нервная система, отставание в развитии речи может приобретать более стойкий характер.

Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи ребенка оказывает алкоголизм родителей, когда пьющие родители чрезвычайно мало внимания уделяют малышу. Развитие речи будет отставать, если у ребенка, начиная с периода новорожденности, отсутствовали оптимальные условия для его психофизического развития. Социальные воздействия среды с первых дней жизни ребенка оказывают решающее влияние на его психическое и речевое развитие. Ребенок с первых дней жизни нуждается в эмоционально положительном речевом общении с ним взрослого. Известна избирательная чувствительность ребенка первых месяцев жизни к звукам человеческого голоса. С помощью взрослого он не только удовлетворяет свои биологические нужды, но и получает многообразные слуховые, зрительные, тактильные, двигательно-кинестетические и другие ощущения, а также у него формируется мотивация к общению, что является основой для развития речи и интеллекта.

Ребенок будет отставать в развитии речи, если его речевое общение со взрослыми было недостаточным в силу различных причин (воспитание вне семьи, хронические соматические заболевания, нарушение взаимодействия мать — ребенок и др.). Отставание в развитии речи часто наблюдается у детей с ослабленной нервной системой, что может быть обусловлено инфекциями, интоксикациями, травмами головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, различными хроническими и соматическими заболеваниями и другими факторами. В ряде случаев это отставание в развитии речи может сочетаться с замедленным темпом психического развития. В этих случаях у малыша не только отстает активная речь, но он недостаточно хорошо понимает обращенную к нему речь, он повышенно возбудим или, наоборот, заторможен, неловок, не умеет самостоятельно играть. С этими детьми нужно как можно раньше проводить специальные игровые занятия, направленные на развитие понимания обращенной речи, стимулировать звукоподражания, формировать зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятия (восприятия движений) и организовывать его поведение.

Задача этих игровых упражнений — накопление чувственного опыта, развитие восприятия и представлений, а также произвольная регуляция деятельности ребенка. Развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха является необходимым условием понимания обращенной речи. Малыша следует учить слушать песни, сказки, музыку, тренировать у него слуховое внимание, используя для этого различные звучащие игрушки, музыкальные инструменты, развивать умение определять направление звука в пространстве. Учить понимать обращенную к ребенку речь сначала надо в знакомой для него обстановке, затем устанавливать связь между слышимым словом и соответствующим действием. Постепенно малыша учат подчинять свои действия просьбам взрослого, формируют так называемый обобщенный способ действий: «Дай ручку, дай мишку, ложку и т. д.».

В процессе предметной и игровой деятельности у малыша расширяется словарный запас, он учится различать на слух вначале разные по звучанию слова, затем близкие по звучанию слова. Мать, ухаживающая за младенцем, постоянно разговаривает с ним, воздействуя на него не только голосом, но и мимикой, движениями. Таким образом у ребенка формируется потребность речевого общения, развивается понимание обращенной к нему речи, что является важной предпосылкой развития активной речи малыша.

Необходимой предпосылкой становления моторной речи является также развитие артикуляционных движений, совершенствование общей моторики ребенка и особенно тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Поэтому отставание в развитии речи может наблюдаться у детей с двигательной недостаточностью, особенно у детей с церебральным параличом. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе проявляются по-разному. В одних случаях больше страдают движения рук, в других — ног; иногда нарушения движений больше выражены на одной стороне тела. У некоторых детей при достаточном объеме движений с трудом развиваются целенаправленные практические действия. Такие дети долго не могут научиться одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинок, лепить из пластилина, рисовать, конструировать. Иногда двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. У этих детей длительное время отмечается неустойчивость при ходьбе, они часто падают, долго не могут научиться прыгать, бегать. Все движения их неточны, несоразмерны, они с трудом попадают в цель при бросании мяча даже с близкого расстояния, у некоторых из них, кроме того, наблюдаются непроизвольные движения. Нарушения общей моторики, сочетающиеся с недостаточностью движений речевого аппарата, обусловливают отставание в развитии моторной речи этих детей. Понятно, что, если ребенок не может сомкнуть губы, поднять язык, жевать, он будет испытывать затруднения в артикуляционных движениях и развитие его моторной речи будет задерживаться, а произносимые им звуки будут нечеткими, малопонятными для окружающих. Для таких детей особо важное значение имеют специальные упражнения по развитию их артикуляционной моторики. И начинать их делать надо довольно рано. Малыша полезно обучать пить жидкость через трубочки различного диаметра, добиваясь таким путем плотного смыкания губ. Это следует делать систематически, до тех пор, пока малыш не научится пить из чашки. Не менее важно обучить такого ребенка жеванию. Для этого надо давать ему твердую пищу, как можно раньше учить откусывать и жевать печенье, яблоко, сухари и т. п. Малыша следует учить открывать и закрывать рот, удерживать его в определенном положении. С этой целью можно использовать игровой прием «покачай куклу». Взрослый говорит ребенку: «Кукла плачет. Надо ее успокоить. Смотри, как я укачиваю свою куклу. (Укачивает, напевая: «аааа...») А теперь ты укачай свою куклу».

У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения голоса: он тихий, маловыразительный. Ребенок не может произвольно изменять силу, высоту и интонацию голоса. Родители чаще всего обращают внимание на тихий и слабый голос малыша и требуют от него, чтобы он говорил громче. Этого делать не стоит, поскольку попытка ребенка говорить громче усиливает общее мышечное напряжение, что еще более затрудняет голосообразование. Для улучшения голоса и дыхания важное значение имеет развитие контроля над положением головы и туловища, умение удерживать голову и сидеть.

Упражнения по развитию силы голоса надо проводить осторожно, избегая чрезмерных усилий ребенка. Для этого малыша просят вначале тихо и длительно произносить звук у (дует тихий ветерок), затем постепенно усилить громкость и длительность звучания (ветер усиливается). Затем постепенно ребенка учат менять силу голоса. Для развития произвольной высоты и интонации голоса ребенку выразительно рассказывают сказки и просят его вместе со взрослым, подражая ему, воспроизводить голоса героев сказки, произвольно меняя высоту и интонацию голоса.

Для многих детей с церебральным параличом характерен постоянно открытый рот. Открытый рот — это постоянно пассивный рот, и активная артикуляция, необходимая для того, чтобы произносить звуки, у этих детей значительно затруднена. Видя открытый рот ребенка, родители часто говорят ему: «закрой рот». Ребенок с церебральным параличом преддошкольного возраста не всегда может это выполнить. Если же родители раздражаются, то это вызывает у него волнение, общее беспокойство, ощущение своей несостоятельности, что в дальнейшем будет вызывать чувство неуверенности. Поэтому родители должны помнить, что для развития контроля за положением рта у ребенка, прежде всего, должен быть развит контроль за положением головы. Для ребенка с церебральным параличом прежде всего важны упражнения, способствующие развитию контроля за положением головы. Например. Ребенок лежит на животе. Руки его вытянуты вперед и расположены параллельно голове. Взрослый приподнимает голову ребенка за подбородок и удерживает ее в этом положении. После того как ребенок начнет удерживать голову в положении на животе, учат поворачивать ее в стороны. У детей с церебральным параличом, даже у тех, кто умеет сидеть, голова часто опускается на грудь. В этих случаях взрослый надавливает на подбородок, возвращая голову в исходное положение. В положении сидя учат свободно поворачиваться в стороны.

Кроме этих упражнений есть ряд других, которые проводятся методистом лечебной физкультуры. Только в сочетании будут полезны упражнения по развитию у ребенка контроля за положением рта. Прежде всего ребенка учат закрывать рот во время приема пищи, во время сна, затем во время активного бодрствования. При этом можно помочь ребенку давлением указательного пальца на верхнюю губу или тихонько ударяя 2—3 раза по нижней. Только после этих подготовительных упражнений можно учить ребенка спокойно открывать и закрывать рот и удерживать его в определенном положении. При этом родители должны обязательно следить за тем, чтобы ребенок спокойно сидел, прямо держал голову, не опускал ее вниз. Важно, чтобы ребенок открывал и закрывал рот правильно (движением нижней челюсти), а язык и губы были спокойны. При выполнении этих упражнений надо избегать всякого напряжения, а также широкого открывания рта.

Ребенка с церебральным параличом необходимо научить спокойно, без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. Эти упражнения проводятся сидя перед зеркалом, голову при этом надо держать прямо. Взрослый просит ребенка спокойно закрыть рот, сомкнуть губы. Если это движение не удается, взрослый стимулирует его легкими ударами пальцем по верхней и нижней губе и лишь в крайнем случае помогает ему, сближая его губы вместе. Когда ребенок смыкает губы, надо следить за тем, чтобы он не поджимал их, не выдвигал вперед, не производил каких-либо дополнительных движений головой, руками. Когда ребенок научится смыкать губы, можно его стимулировать произносить слоги, начинающиеся со звуков:

м — ма-ма, пи б — па-па, ба-ба и т. д.

Развивая подвижность губ, ребенка учат вытягивать их трубочкой. Вначале он должен суметь достать губами леденец, находящийся на некотором расстоянии ото рта. Затем его учат растягивать губы, как при улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы. Важно, чтобы это упражнение ребенок выполнял без напряжения.

Во многих случаях задержка формирования речи у детей с церебральным параличом может быть связана с ограниченной подвижностью мышц языка: ребенок не может производить боковые движения языка, поднять его вверх. В этих случаях с малышом проводят следующие игры-упражнения: уголки губ ребенка, нижнюю и верхнюю губу слегка смазывают вареньем или смачивают сиропом и просят ребенка слизать его. Эти игры-упражнения проводят перед зеркалом.

Мы уже отмечали важность постоянного речевого общения взрослого с ребенком для развития его речи. Разговаривая с ребенком, родители не должны перегружать его речевой информацией. На данном возрастном этапе ребенок не может в речи взрослого отделить главное от второстепенного, поэтому, если взрослые говорят слишком много, ребенок может замкнуться в себе и потерять интерес к общению. Как уже отмечалось, нельзя от ребенка ожидать немедленной речевой реакции. Если ребенок радостно возбужден, то в этот момент не нужно разговаривать с ним.

В первые годы жизни ребенка с церебральным параличом важно научить слушать и наблюдать. Для этого ему надо называть предметы, на которые он в данный момент смотрит, и кратко объяснять их назначение. Если ребенок наблюдает за вашими действиями, вам надо объяснить, что вы делаете, употребляя для этого самые простые фразы. Например: «Я взяла чашку, наливаю воду», «Взяла ложку, ем суп» и т. д. На данном возрастном этапе для развития речи важное значение имеет ритм. Поэтому не забывайте такие игры, как «сорока», «ладушки». Если ребенок начал делать попытки произносить звуки, слоги, слова, не исправляйте его. Помните, что для правильного звукопроизношения здоровому ребенку требуется речевая тренировка в течение 4—5 лет. Ребенок всегда должен испытывать удовольствие от своей речи, он играет в звуки, слова. Иногда взрослые, так долго ждавшие самостоятельной речи ребенка, становятся чрезмерно возбужденными, когда ребенок начинает говорить. Такая реакция родителей также может тормозить речь ребенка. Важно, чтобы ребенок почувствовал необходимость речевого общения и интерес к нему.

Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов. Родители должны правильно отнестись к подобному жестовому общению. Необходимо учитывать, что на первом году жизни жесты в общении ребенка со взрослым имеют важное значение. Однако уже на втором-третьем году жизни взрослый, общаясь с ребенком, не должен злоупотреблять жестами, так как в этих случаях ребенку трудно будет отделить речь от жеста. Однако поддерживайте любое желание ребенка выразить себя. Но если мать слишком хорошо понимает любое выражение глаз малыша и его жесты и отвечает на них действием, у ребенка не развивается потребность в речевом общении, а это в свою очередь будет задерживать становление речи. Поэтому жесты как средство коммуникации постепенно должны быть исключены. Но помните, что надо быть максимально терпеливым в ожидании словесного (или звукового) ответа.

Разумное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи. Ребенка надо последовательно знакомить с частями его тела, окружающими предметами, чаще подносить к окну, выносить на улицу, расширяя таким образом его представления о мире. Полезно показывать детям книги с большими картинками, правда, изображения на картинках необходимо подкреплять объяснениями, ссылками на практический опыт ребенка. Родители должны знать, что на данном возрастном этапе правильная артикуляция звуков не первоочередная задача. Гораздо важнее развить у ребенка потребность в речевом общении и сформировать необходимые для него предпосылки, накапливать словарный запас и побуждать ребенка к общению. Родителям важно помнить, что отставание в развитии речи ребенка может быть связано с недостаточностью у него слуха. Даже нерезко выраженные нарушения уха могут сказаться на словаре ребенка, грамматическом строе языка, произношении и понимании им речи. При этом степень речевой недостаточности в основном зависит от выраженности слухового дефекта, возраста, в каком возникает этот дефект, и от условий, в каких развивается ребенок. Поскольку даже при незначительном снижении слуха нарушается развитие речи ребенку необходимо тщательное обследование слуха.

В настоящее время разработаны так называемые критерии риска недостаточности слуха у детей. К ним относятся многие заболевания, воздействующие на организм ребенка во внутриутробном периоде, в период родов или после рождения. Это краснуха, вирус Герпеса у матери в первом триместре беременности и другие вирусные и инфекционные заболевания. Неблагоприятное воздействие на слуховой аппарат оказывает также алкоголизм матери во время беременности, желтуха новорожденных, различные отоларингологические заболевания (аденоиды, отиты и т. п.); а также интенсивное лечение некоторыми из антибиотиков в первые месяцы и годы жизни. Факторами риска нарушений слуха у ребенка являются также недоношенность, различные наследственные заболевания. Необходимо отметить, что все эти факторы особенно значительны при наличии врожденных нарушений слуха у родителей или родственников.

Важно, чтобы родители обращали внимание на частые воспалительные заболевания среднего уха — рецидивирующие отиты. В период интенсивного развития слуховой системы они могут быть одной из причин нарушений слуха у малыша, а следовательно, отставания его речевого развития. Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.

Reklama: