Феномен материнства

Хорошо известно, что грудное вскармливание обеспечивает младенца самой подходящей пищей и одновременно защищает от микробов. Однако благотворное действие вскармливания имеет гораздо более широкое значение и для ребенка, и для матери, которое еще недостаточно известно.

Вначале коротко напомним основные пищевые и защитные свойства женского молока.

1. Уникальный химический состав, обеспечивающий младенца в оптимальных соотношениях всеми необходимыми для развития пищевыми веществами с наименьшей затратой энергии для усвоении.

2. Бактериолизирующая способность за счет содержания иммуноглобулинов, лизоцима, лактоферрина, лейкоцитов, обеспечивающих ребенку защиту от инфекции.

3. Профилактические свойства по отношению к аллергическим заболеваниям.

4. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше подвержены в дальнейшем таким заболеваниям, как атеросклероз и гипертония.

Далеко не безразлично влияние лактации и на организм матери. В процессе лактации под влиянием интенсивной стимуляции всей эндокринной системы кормящей женщины происходит физиологическое созревание женского организма, его расцвет. Нормальная продолжительная лактация значительно снижает риск злокачественных заболеваний молочной железы в будущем. У кормящей грудью женщины реже наблюдаются невротические реакции, более дружные и радостные отношения в семье.

В последние годы внимание исследователей привлек еще один важный аспект грудного вскармливания — влияние эмоционального состояния кормящей женщины на физическое и интеллектуальное развитие ребенка и его заболеваемость. Эта проблема исследуется в Институте педиатрии.

Еще великий врач Абу Али Ибн Сина в знаменитом «Каноне врачебной науки» подробно описывал наряду с питанием кормящей женщины ее душевные состояния и качества, схожие у многих народов. «…У кормилицы должен быть хороший и добрый характер, т. е. она не должна быстро поддаваться дурным душевным реакциям, как гнев, печаль, страх и тому подобное, потому что все это портит натуру и часто отражается на кормлении. К тому же дурной характер кормилицы служит причиной плохого ухода за младенцем и уменьшает заботливость кормилицы».

Исследования ученых показали, что далеко не все женщины придают серьезное значение «эмоциональному качеству» кормления. Причины этого кроются как в недостатке знаний о важности продолжительного грудного вскармливания для ребенка, так и отсутствием навыков терпения, состоянием здоровья матери и ребенка (хронические заболевания матери, осложнения беременности). Решать обе проблемы нужно задолго до появления ребенка и даже до наступления беременности. Всем своим существованием, укладом жизни молодая семья должна готовить себя к приходу в мир своего ребенка. Важно, чтобы желание обеспечить наилучшее развитие ребенка было общим у будущих отца и матери. Это создает атмосферу взаимопонимания в семье, что само по себе способствует более благоприятному течению беременности. Это укрепляет желание организовать правильный общий режим в семье задолго до беременности. Наш опыт работы с будущими родителями показал, что проведение общеукрепляющих процедур (зарядка, спорт, водные процедуры, санация очагов инфекции) приводит к оздоровлению организма. Совместные усилия, направленные на построение здоровой семьи, сближают родителей. После рождения ребенка это способствует радостному, любовному восприятию и пониманию его с первых минут общения и эмоционально яркому кормлению грудью. В будущем взаимопонимание в семье поможет правильному воспитанию ребенка.

Для новорожденного нежное отношение матери и радостный настрой значат не меньше, чем полноценное питание. Исследования показывают, что заботливое вскармливание грудью приводит к удлинению лактации до 1—1,5 лет и способствует не только лучшему физическому и психическому развитию детей первых лет жизни, но и оздоровлению всего поколения.

Таким образом, в руках семьи, в руках матери один из наиболее естественных методов профилактики многих заболеваний ее ребенка — насыщенное яркими положительными эмоциями грудное вскармливание. Одаривая ребенка богатством своей натуры, мать и сама становится эмоционально богаче, талантливее. Смотря на мир глазами своего дитя, она приобретает порой забытое умение видеть его сказочно-ярким, добрым, интересным. Этим умением она щедро делится со своими детьми, а это приводит к взаимному духовному обогащению всей семьи.

Положительные эмоции ребенка, вызванные матерью, расцвечивают мир младенца, способствуют самому человеческому свойству — творчеству. Полнота познания мира (не забудем, что оно еще незрелое, младенческое) будет зависеть от генетических задатков, собственного развития самой матери, обстоятельств жизни, но при всем том восприятие становится ярким, радостным благодаря матери. Это способствует возникновению у ребенка решимости, уверенности в своих силах, неожиданного смелого решения (например, сделать первый шаг). Отсутствие же радостного восприятия мира приводит к неуверенности в себе, боязливости, стремлению к стереотипам — механическим действиям, гарантирующим правильное решение, успешное достижение цели (стереотипы обратны творчеству, но существенно экономят время и энергию для их осуществления). Это стремление к устоявшимся решениям не Пагубно само по себе, потому что постоянное творчество разрушило бы жизнь. Постоянное творческое решение вопроса «как доставать горшок?» превратило бы жизнь в постоянные многочасовые удачные и в большинстве своем неудачные способы доставания горшка и его употребления — фактически это была бы злая пародия на творчество, если бы это не было мучительно для ребенка и не отнимало все силы. К счастью, природа закрепляет решения, найденные путем проб и ошибок, и облегчает их повторение в стереотипах. Стремление к стереотипам лишь ограничивает поиск, закрепляя первые более или менее удачные решения, тем самым замораживая дальнейший поиск, ограничивая глубину познания.

Мать, радужно расцвечивая мир ребенка, наполняя его радостью, побуждает его углубить его познание. Все это происходит значительно раньше, чем возникнет связная и сложная речь, раньше, чем возникнут гигиенические и другие навыки. Трудно переоценить значение этого фундаментально закладываемого оптимистического взгляда на мир.

Повторяя в какой-то степени путь всего человечества, ребенок проходит очень драматические, можно сказать, революционизирующие познание этапы, какое бы наивное выражение они ни приобретали. Восхищенный вопль ребенка, когда он перешел из одной комнаты в другую, где он никогда не был, — лучший показатель этого драматизма.

С точки зрения современного человека революционизирующие этапы человечества могут поразить своей простотой — освоение огня, зачатки речи, изобретение палки-копалки для разрыхления земли при севе зерновых, введение утяжелителя для этой копалки, изобретение лука, когда стала возможной охота на крупных животных. Однако каждый этап переворачивал жизненный уклад людей, еще больше их очеловечивал. Подходил к каждому этапу человек медленно, это потом уже освоенное распространялось быстро. Творческий процесс бывает мучителен и медленен, зато плоды его усваиваются быстро.

Конечно, очень далеко от пыхтящего малыша, копающего совочком песок, до древнего человека, ковыряющего землю копалкой, но нам сейчас хотелось бы подчеркнуть, что возникновение несложных навыков, речи, происходившее на протяжении десятков тысяч лет, спрессовывается для ребенка в несколько лет. Поток информации, необходимых движений, которые нужно осознать и упорядочить, чрезвычайно интенсивен. Поэтому положительная эмоция, порождаемая матерью, является прометеевым огнем, освещающим и согревающим путь ребенка в мир.

Стремление ребенка получить грудь матери во внеурочное время — ночью, в момент детского горя — в значительной степени становится понятным, если принять роль матери как активного создателя положительной эмоции. Ночной страх, как и боязнь темноты, свойствен и более старшим детям, но вполне возможно, что возникает он в младенческом возрасте. Эта способность матери побеждать зло, которое грозит ребенку, будет с ним на протяжении всей ее жизни, но, пожалуй, никогда так легко ей не будет даваться победа, как тогда, когда она дает ему грудь. Приходится только жалеть, что иногда сами матери отказываются от своей всесильности.

Положительные эмоции не только развивают интеллект ребенка, но и обучают его самым теплым человеческим чувствам и действиям — нежности, вниманию к душевному состоянию другого человека, ласке. Это становится заметно у более старших детей (старше года), когда ребенок, желая материнского молока, вернее, собственного радостного состояния, становится особенно нежным и ласковым с матерью, осознавая, что все, к чему он стремится в данный момент, произойдет, если мать успокоится, сосредоточится, станет радостной.

Понимая, что это зависит и от его ласковости, ребенок активно стремится проявить свои чувства. Таким образом, через радость мать осуществляет нравственное воспитание ребенка, прививает ему не назойливыми нравоучениями, а без слов, с улыбкой драгоценнейшие для нее самой и других людей свойства личности.

Одной из существенных потерь, происшедших в последние десятилетия, является то, что за порогом сознания ребенка, его образной памяти остается ощущение матери как физического источника радости. Эта потеря не может восполниться каждодневной заботой матери о ребенке. Часто эта забота воспринимается самой матерью как некий обязательный долг, мать предстает как обслуживающая, делающая налаженным быт женщина, кстати выполняющая это не всегда совершенно (готовит иногда лучше бабушка, стирают иногда лучше в прачечной и пр.). Для ребенка остается тайной, точнее, неосознанным чувством или мерцающим на грани сознания воспоминанием, что мать — причина радости. Во многом эту роль не осознают и сами матери.

Конечно, мы несколько заострили вопрос: постоянное стремление матери доставить ребенку удовольствие подарками, сладостями, играми запечатлевает мать в сознании ребенка как источник всякой радости и удовольствия. Однако смеем утверждать, что это все-таки более бледное впечатление, чем может оставить в памяти радостное физическое единство с матерью.

Кормление — это самое интимно чувство для женщины. Интимность эта имеет очень глубокие корни в поведении — сохранение тайны зачатия, охран от чужих глаз чувств и поступков, обращенных к потомству, детям.

Индивидуальные ощущения матери во время кормления многообразны: сладостное томление, умиротворенны покой, всепоглощающая нежность вызывающая ощущение замирания сердца. Для отцов, которым они не доступны по природе, можно привести такую очень удачную аналогию. Почти каждому знакома детская влюбленность. Теперь достаточно вспомнить первое случайное прикосновение к любимому существу, ошеломляющее ощущение нежности и замирание сердца, чтобы представить ощущения матери в момент, когда она дает грудь ребенку. Это лишь один из примеров, однако мы его приводим потому, что феномен замирания сердца (брикардия) легко зафиксировать объективно и в дальнейшем он может быть выявлен или, наоборот, доказано его отсутствие у ребенка.

В момент, когда мать дает грудь, ребенку, происходит превращение одного существа в другое (метаморфоза — мать переходит в ребенка). Мать не кормит ребенка, а превращается в него — в его тело, движения, улыбки, слова. Отсюда — ощущение покоя и всесильности. Казалось бы, прозаический акт — кормление есть на самом деле превращение одного существа в другое, наполнение его радостью, силой, умением. Это чувство важно для самой женщины, и каждая может испытать это состояние и оберегать его как одну из основных духовных, жизненных ценностей.

Материнское молоко — материализованная нежность матери. Кормление грудью вызывает у ребенка положительные эмоции. Сама по себе эмоция может быть вызвана и другими способами, на действие материнского молока диаметрально противоположно эффекту искусственных возбудителей положительной эмоции: материнское молоко соединяет с миром, делает его радостнее и ближе.

Мать делает для ребенка мир радостным, счастливым. Мы считаем это принципиально важной способностью матери. Хотя по отношению к маленькому ребенку мать чувствует себя почти всесильной, однако объективно ее возможности ограниченны, многие беды она объективно устранить не может, а иногда и не понимает, нужно ли их устранять и каким образом. Однако для человека важнее его внутреннее состояние, и если оно радостно, гармонично, то даже в трудных жизненных ситуациях ему легче выстоять. В способности перекрасить мир эмоционально (из темного в светлый) у матери нет равных, и в этом ее огромная созидательная сила. Радостное мироощущение, раскрытие творческих сил ребенка — вот итог и основа созидательного воздействия матери.

Яркость ее собственного переживания физического контакта с ребенком необходима и для последующего ее взаимоотношения с ребенком. Остающаяся в сознании (и в подсознании) радость материнства поможет не только ребенку преодолевать трудности, но и самой матери творчески создавать для ребенка ощущения праздника. Создавая мажорный настрой с первых дней вне-утробной жизни, очень важно сделать это лейтмотивом в течение всего детства. Мать может даже наряжаться для ребенка, учитывая особенности его восприятия. Тем самым она сознательно вызывает у малыша эстетическое наслаждение, радость.

Мать не может все время, на протяжении всей жизни сопровождать своего ребенка, присутствовать и влиять на все события (это желание иногда лишь отравляет жизнь самой матери). Придет время, когда ее не станет, однако образ и облик матери в пору ее расцвета, воспоминание о ней как о самом святом и светцом в жизни поможет человеку преодолеть трудности, совершить трудный, но важный поступок, скрасит минуты одиночества. В этой постоянной поддержке своего дитя — сила матери.

Говоря о воспитании ребенка, педагоги очень часто отмечают сдержанность, некоторый аскетизм в обращении с ним. Что касается аскетизма в быту — то это социально-экономическая проблема, которую большей частью мать сама решить не в состоянии, но не должно быть аскетизма в отношениях с малышом. Поэтому система воспитания и образования девочки должна предусмотреть ее будущее материнство. Необходимо подготовить женщину к выполнению ее основной функции — быть матерью. Конечно, здесь не уйти от социальных проблем — общество также должно осознать главенствующую роль матери и позаботиться о создании для женщины необходимых условий.

Образование женщины-матери должно быть очень широким, поскольку именно оно закладывает основы мироощущения, мировосприятия и мировоззрения. Важность этого в жизни человека трудно преувеличить. При всем том необходимо понимание детской, возрастной психологии, умение включить ребенка в искусство, умение играть. Все эти умения связаны между собой, но не идентичны. Общее у них — творческий компонент.

Физическое влияние матери в период кормления грудью приводит к психической синхронизации ребенка с ней. Это позволяет наиболее эффективно обучать ребенка, в этом мать не может заменить никто другой.

На основе синхронизации и развиваются у ребенка прекрасные человеческие качества — чуткость, внимание, заботливость, милосердие, доброта. Более того, именно в этом можно усмотреть зачатки социализации человека. Для пояснения этого положения следует, по-видимому, сделать небольшое отступление.

Педиатры обычно сетуют, что в настоящее время относительно много женщин с гипогалактией. Одновременно встречаются женщины с колоссальным количеством молока, обеспечивающим вскармливание 2—3 детей помимо собственного. Такое количество молока в противовес гипогалактии рассматривается как гиперпродукция, гипергалактия. Смеем утверждать, что в человеческой популяции как нет избытка ума (слишком умный), так и избытка молока.

Ведь сплачивать человеческий род можно, предотвращая гибель и оптимально развивая детей. В этом случае женщины, способные выкормить своим молоком других детей, объединяют род человеческий. Можно предположить, что раньше они выполняли функции богинь рода и обожествлялись.

Включение в душевный мир женщины чужого ребенка, который становится в значительной мере своим, в свою очередь обогащает человека, вызывает желание помочь, разделить чужую боль. Все это порождает взаимопомощь, альтруизм, «вочеловечивает» человека.

Каждый век представляется для живущих людей жестким, суровым, требующим, как им кажется, решительности, крепких плеч, волчьей хватки. Таким человека может сделать спартанское воспитание. Но все эти черты хороши для подготовки хороших солдат. Хотелось бы сказать следующее.

Предки человека превратились из зверей в людей не потому, что они были сильнее себе подобных. Люди стали людьми благодаря взаимопомощи, заботе о слабых и больных, и не только о себе подобных, но и о зверях, которых человек включил в свою жизнь.

Конечно, это становление человека было и есть далеко не идиллично. И все же развитие человечества было возможно только на основе доброты, щедрости и человеколюбия. Далеко не всегда эти свойства проявлялись и проявляются в человеке, но знаменательно то, что почти при всех исторических формациях они считались идеальными человеческими свойствами.

Материнство эволюционирует с развитием человечества. Но каждый раз материнство у конкретной женщины основывается на всей культуре человечества, народа, ее собственной жизни. Психическая сторона материнства все более усложняется, утончаются, обостряются чувства и мысли, усиливается влияние материнства на жизнь, поступки, судьбу, как самой женщины, так и ее ребенка.

В качестве небольшого отступления приведу сцену, которую я наблюдал как-то в Пущино.

Летний дождь имеет обыкновение захватывать врасплох, и все бросились под укрытие. Лишь один мужчина выскочил навстречу бегущим в гостиницу людям. Через некоторое время можно было наблюдать пару, стоящую посреди поля под дождем и закрытую с головой куском пластиковой пленки. Создалось впечатление влюбленных, нашедших приличный повод обниматься. Когда дождь несколько утих и пара двинулась, то оказалось, что это сын с матерью. Сын, уже пожилой мужчина, побежал укрыть от дождя мать…

Душевный ответ сына или дочери не только счастье матери, но и ее заслуга, потому что пробуждение и развитие человеческих свойств начинается и заканчивается именно в этом дуэте (а не монологе матери или, что чрезвычайно редко, ребенка). Эмоциональное богатство взаимоотношений матери и ребенка — капитал воспитания. Это очевидно. Менее очевидно, а потому часто упускается из виду, что мать не столько должна заменить активность ребенка своими действиями, своей активностью (выполняя его обязанности), сколько подарить радостное мироощущение, при котором шансы достижения цели при прочих равных условиях максимальны. В таком случае удача в свою очередь максимально ценна, радостна, незабываема. Поэтому то, что ранее называлось материнским благословением, уже само по себе действенно, побуждает и обещает удачу.

Мы полагаем, что наиболее легко эмоциональное влияние матери может осуществляться при так называемом естественном вскармливании. Подчеркнем слово «легко», потому что это может быть достигнуто и без прикладывания к груди (а иногда и при прикладывании не реализуется). Самое главное — сердце матери, а оно найдет выход своему чувству и найдет способы воздействия на ребенка.

Но для того чтобы ребенку было хорошо, прежде всего должно быть хорошо его матери. Это благосостояние матери должно быть не наградой, а условием.

(Visited 24 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *