Характер человека и характер его болезни

Специалисты по болезням сердца выделяют среди больных так называемый тип А. Эти люди очень активны, энергичны, целеустремленны, не умеют расслабляться, постоянно ощущают нехватку времени, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу и стремятся во всем быть первыми. У этих лиц риск возникновения стенокардии и инфаркта существенно выше, чем улиц противоположного психологического склада (тип В), спокойно относящихся к собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих расслабляться и отдыхать. На первый взгляд может показаться, что частота сердечно-сосудистых осложнений у лиц типа А противоречит всей концепции поисковой активности, которая постулирует, что высокий уровень этой активности является защитным фактором для здоровья. Но более тщательный анализ показывает, что противоречия здесь нет.

Специально проведенные исследования показали, что хотя лица типа А действительно проявляют незаурядную активность в ситуациях, которые они в принципе способны контролировать и в которых есть шансы на успех, эти же люди дают очень быструю реакцию капитуляции (быстрее, чем тип В) в ситуации, воспринимаемой ими как безнадежная, не имеющая решения. В действительности, по наблюдениям клиницистов, у представителей типа А за короткое время, непосредственно предшествующее инфаркту, появляются сначала признаки дезорганизованной, хаотической, лихорадочно-панической активности, которая быстро сменяется спадом энергии, апатией и депрессией, и именно на этом фоне развиваются сердечно-сосудистые катастрофы. Длительность этой предшествующей фазы может быть различной (иногда всего лишь несколько часов), но в большинстве случаев она налицо.

Да и наблюдения повседневной жизни свидетельствуют о том, что инфаркты у таких высокоактивных субъектов наступают либо после внезапной и сокрушительной катастрофы, часто связанной с ущербом для престижа («разнос» у начальства, отставка, провал ответственного выступления), либо, наоборот, после достижения желанной цели, объекта давней мечты, за пределы достижения которой фантазия человека не распространяется. В одном из французских фильмов Ален Делон играл такого субъекта— сгусток энергии, незаурядная динамичность, постоянная целеустремленность. Он добивается всего, чего хочет, и тут же переключается на другую цель. В финале фильма он «застревает» на желании приобрести на аукционе дорогую и редкую вещь, вкладывает в борьбу за нее все силы — и гибнет от инфаркта в тот момент, когда приходит сообщение, что он выиграл, и стремиться вроде больше не к чему.
И еще одно важное и интересное обстоятельство, связанное с типом А и его отношением к инфаркту. Выяснилось, что можно иметь почти весь набор личностных качеств, характерных для этого типажа, и в то же время не иметь предрасположенности к инфаркту.

Здоровье и честолюбие. Ишемическая болезнь сердца (стенокардия) и особенно инфаркты оказались не характерными для японцев. В США было в связи с этим проведено тщательное ретроспективное и длительное исследование американцев японского происхождения. Было установлено, что если японец почти по всем параметрам относится к типу А (энергичен, дорожит своим временем, много и напряженно трудится), но не склонен к конку-рентной борьбе и не сравнивает себя с другими (тем более— не противопоставляет себя им), инфаркт ему не угрожает. Если же он полностью воспринял американский стиль жизни и высоко конкурентен, он при всех прочих равных имеет такие же шансы на инфаркт, как и американцы типа А. Это значит, что к инфаркту приводит не высокая поисковая активность сама по себе, а некоторые дополнительные особенности, которые содействуют резкому переходу от поиска к отказу от него. Действительно, если для человека главным является постоянно контролировать ситуацию и всегда ощущать себя выше других, он легко может попасть в непереносимые и в то же время неподвластные ему условия явного преимущества конкурента. Возникает парадокс—безудержное стремление контролировать ситуацию приводит в действительности к зависимости от ситуации, повлиять на которую у человека нет никакой возможности.

Шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что те лица, у которых очень выражен мотив власти, но нет возможности в полной мере удовлетворить эту потребность в силу объективных препятствий, склонны к развитию гипертонической болезни. Они постоянно подавляют свою потребность властвовать, т. е. отказываются от попыток реализовать ее в поведении. В Японии же одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Там не говорят: «Посмотри на Мишу, как он хорошо себя ведет» или: «Как он хорошо решает задачи». Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня», «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья. Работникам наших детских учреждений было бы полезно иметь это в виду. Показано, что люди, у которых в структуре мотиваций преобладает стремление к достижению успеха в деятельности (а не потребность во власти), характеризуются устойчивыми нормальными цифрами артериального давления. Поскольку удовлетворение потребности в достижении успеха в большой степени зависит от самого человека, его целеустремленности и работоспособности, обычно не вызывает противодействия со стороны социального окружения и воспринимается самим человеком как положительная черта, вызвать при этом отказ от поиска довольно трудно.

Нам приходилось наблюдать за двумя шахматистами экстра-класса, которые различались и по стилю игры, и по движущим мотивам поведения. Один из них сам при-знался, что любит игру в шахматы только потому, что любит выигрывать — выигрывать у других. Он никогда не рисковал, очень рационально и прагматично вел себя на турнирах, соглашаясь на ничью в тех случаях, когда эти пол-очка приближали его к победе. Но в условиях длительного и изматывающего турнира, когда победа не давалась, у него регулярно начинались рвоты, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и другие соматические расстройства. Другой очень талантливый шахматист всегда играл ради удовольствия самой игры, и хотя он старше и у него были серьезные заболевания внутренних органов (не психосоматические по происхождению), он не обнаруживал такого резкого упадка сил в процессе турнирной борьбы.

Трагедия «замкнутого круга». Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья — оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию «захватывать» поведение в целом, потому что если даже ощущение безнадежности и депрессия явились реакцией на какую-то отдельную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обусловливает возникновение новых неудач, и формируется замкнутый круг.

Вырваться из него можно не только с помощью лекарств, но и самостоятельно— если вдруг в неудачах возникает просветили внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких, и помощь данного человека вполне реальна и необходима. Именно об этом писал А. Вознесенский:
У души обиженной Есть отрада тайная:
Помогите ближнему, Помогите дальнему.
Известны многие случаи, когда депрессии и психосоматические заболевания прекращались у лиц, которым нужно было ежедневно бороться за жизнь или благополучие близкого человека. Об опыте войн и концлагерей мы уже писали.

(Visited 41 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *