Отношение к миру вещей
«Недавно наделал шуму один случай, разбиравшийся в суде города П.: четырнадцатилетний школьник Габриэль Бендер поджег дачу своего отца» — так Вольфганг Иохо начинает свою повесть «Сын». Автор показывает, как непонятый своими родителями и товарищами мальчик из благополучной семьи становится преступником, хотя материально ему живется намного лучше, чем его родителям в юности. Материальное благополучие само по себе еще не несет в себе ни-чего положительного. Напротив, иногда приходится наблюдать, как оно ожесточает людей. Вот озабоченное письмо старого педагога: «С одной стороны, хорошо, что наши дети более уверены в себе и что им, как принято говорить, хорошо живется. Но с другой стороны, в них развивается равнодушие, эгоизм и индивидуализм. Что будет с чистотой и порядком, если человек не чувствует себя за них ответственным? Предположение, что всего можно добиться, воздействуя на сознание, я буду считать неверным по крайней мере до тех пор, пока не будут созданы условия, в которых человек не может вести себя иначе, чем должен. К благосостоянию относятся также высокие духовные и культурные потребности и соответствующий образ жизни».
Справедливые слова, не направленные, конечно, против воздействия на сознание. Только я думаю, что мой друг ошибается, полагая, что могут быть созданы условия, в которых са-мостоятельное мышление и личная ответственность станут излишними. Все говорит о том, что именно в наших гуманных общественных условиях человек должен поступать по внутреннему побуждению. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, надо следить за тем, чтобы дети учились помогать другим, ведь защита слабых и оскорбленных, солидарность с эксплуатируемыми и угнетенными, помощь попавшим в беду и сегодня относятся к высшим моральным добродетелям человека. Коммунистическое воспитание предусматривает постоянную заботу о людях, и при этом неважно, о близких или чужих людях идет речь.
Растущее благодаря нашей экономической и социальной политике благосостояние положительно сказывается на семейном счастье, да и на воспитании детей, но счастье все же не в благосостоянии. Советский исследователь семьи Н. Соловьев пишет, что «благородное и естественное стремление к счастью в повседневной жизни самым странным образом соединяется с этикой и психологией потребления. Благосостояние все более испытывает нас. Неудивительно, что многие не выдерживают этого испытания».
Должны ли мы отказаться от благосостояния, потому, что некоторые не могут с ним справиться, потому что они используют материальные условия для того, чтобы уклониться от ответственности за воспитание детей? Правильным ли будет совет не покупать детям в целях их воспитания микрокалькулятор, магнитофон и транзистор, потому что родители не способны сформировать в детях правильное отношение к этим предметам? Маргот Хокеккер на VIII педагогическом конгрессе ответила на это так: «Растущее благосостояние не приводит автоматически к эгоизму. Если бы это было так, нам надо было бы строить спартанское общество. Для чего же тогда родители боролись за социализм и строили его, если не для того, чтобы дети жили лучше? Но, разумеется, возможны случаи эгоистического поведения, как результат недостатков в воспитании, и проявляются они тогда, когда подростки не знают, что материальные и культурные ценности, которыми мы владеем, создаются тяжелым трудом, что нельзя обращаться с ними легкомысленно; если подростки не воспитаны уважать и ценить труд, бережно обходиться с вещами, будь то игрушки, школьные парты, книги, дом, в котором они живут, школа, парк, игровая площадка».
Прежде всего, надо предостеречь тех родителей, которые могут многое дать своим детям: не балуйте детей, не делайте им роскошных подарков, потому что так они не будут знать цену труда и цену денег. Родители, которые так поступают, в конечном счете вредят самим себе. Их дети воспринимают благосостояние как нечто само собой разумеющееся, рассматривают заслуги родителей как свои собственные и хвастаются заработанным родителями благосостоянием в доме, часто с иронической ноткой, с таким сытым «ах, у нас это есть». Они забывают, сколько усилий приложили родители, чтобы достичь всего этого. Они не сомневаются и в том, что родители устроят и в дальнейшем их жизнь. Как часто такие дети не приносят радости ни семье, ни обществу, отягощают старость родителей.
Родителям следует весьма критично относиться к рекомендациям читать по глазам ребенка любое его желание и тотчас его выполнять, только чтобы не возникло конфликта. Правильно поступают те, кто внимательно следит, как принимаются детьми дорогие подарки. Надо постоянно спрашивать себя: Как отражается благосостояние на детях? Как они используют материальные возможности семьи? Понимают ли они, что нельзя жить за счет других, даже за счет родителей? Осознают ли они, что повышенные материальные возможности накладывают и большие обязанности? Например, книги из домашней библиотеки, коллекция картин или марок, технические приборы помогли бы сделать интересней пионерский сбор или работу кружка. Если дети думают об этом, то можно надеяться, что они не вырастут эгоистами и обывателями.
Есть немало случаев, когда молодые люди отходят от родителей, отказываются от благосостояния и подчеркнуто пренебрегают всем «материальным». Иногда они нарочно ходят в лохмотьях, чтобы шокировать родителей или других взрослых. Впрочем, часто это бывает и потому, что так принято в их классе, их дружеском кругу. В других случаях — желание постоянно следовать новым направлениям моды, которая призывает одеваться определенным образом. Иной молодой человек слепо следует за модой. Но мода очень изменчива. Поэтому родителям рекомендуется оставаться невозмутимыми — ничего не обостряя — иногда беседовать с детьми об их одежде, выяснять причины экстравагантности, к которой они могут быть склонны, и время от времени апеллировать к эстетическому вкусу. На чистоте одежды и тела всегда следует настаивать.
Родителям можно посоветовать — в каком бы возрасте ни были они сами — интересоваться молодежной модой, обращать внимание на то, как одеты другие молодые люди, чтобы иметь возможность давать советы своим собственным детям. Если дети почувствуют, что родители разбираются в моде, при доброжелательных отношениях в семье они правильно воспримут советы родителей.
Родителям рекомендуется также прислушиваться к тому, что подрастающие дети говорят об их одежде. При случае надо прямо спросить их мнение. «Папа, ты же совсем не такой старый, как выглядишь в этой одежде!» или «Мама, ты всегда одеваешься, как старуха!» Эти и другие подобные замечания следует выслушать благосклонно и задуматься об их правильности. Это приведет к тому, что и молодежь будет прислушиваться к мнению родителей.
Дети рано должны получить право голоса при выборе своей одежды. В старшем возрасте они должны иметь возможность самостоятельно покупать себе большую часть одежды. Бессмысленно уговаривать их приобрести вещь, которая родителям кажется красивой и современной. Такие вещи все равно носятся неохотно или не носятся вовсе. Еще не все семьи живут в полном материальном достатке. В некоторых семьях детям не могут делать дорогих подарков. Может быть, даже трудно выделить деньги на экскурсию в другой город. Есть и семьи, где даже телевизор приобретается с трудом, за счет других, возможно, более важных вещей. При общей тенденции к слиянию классов и социальных слоев социальные различия в нашей стране все еще весьма значительны. Воспитание детей в семьях без особенного материального достатка происходит в несколько иных условиях, которые однако при нормальных отношениях в семье не сказываются отрицательно на paзвитии характера ребенка. Каждая семья живет в соответствии со своими доходами, и часто дети из менее обеспеченных семей лучше других умеют ценить труд и деньги.
Родители, имеющие равные материальные возможности, очень по-разному используют их для воспитания детей. Одни оборудуют детям спокойное рабочее место, учат их ценить труд, знания и приобретенные вещи, брать пример со старательных, всегда готовых помочь одноклассников. Такие дети часто скромны и все же уверены в себе, не стремятся быть всегда на переднем плане и также берут на себя ответственность в школе, детских и молодежных организациях, как они привыкли делать это дома, общаясь с братьями и сестрами. Другие родители только жалуются на жизнь, они всегда и всем недовольны. Они даже забывают объяснить своим детям, что те имеют в нашем государстве все возможности для получения образования. Итак, материальное положение семьи ни в коей мере не является решающим фактором при воспитании детей, хотя оно может облегчить или затруднить воспитательную работу. Намного важнее, как родители — а через них и дети — используют свое материальное положение.
Одна из задач воспитания — воспитание скромности. Эта добродетель в конкретных исторических условиях давала повод к насмешкам и иронии, а также к вполне серьезным и нередко пессимистическим высказываниям. Но и сегодня мы не можем отбросить воспитание скромности как «педагогическое старье». Оно, как и прежде, остается важной задачей воспитания молодежи.
Господствующие классы и их представители в эксплуататорских обществах никогда не считали скромность своей добродетелью. Но они восхваляли ее как добродетель «низших сословий», а те, умудренные жизненным опытом, шутили: «Скромность украшает, да на ней далеко не уедешь». Некоторые еще и сегодня руководствуются в жизни этой мудростью и мало заботятся о том, чтобы оправдать свои высокие претензии трудовыми достижениями. И иные родители тоже стремятся отхватить от пирога благосостояния кусок побольше, не Заработав на этот кусок. Нередко своими делами они и детей учат балансировать на грани дозволенного законом, и это может происходить даже вопреки их собственному желанию.
А как часто уже ребенок подвергается соблазнам, которым он должен уметь противостоять! Вот у соседа по парте красивая ручка, потрясающий пенал, он всегда носит самые модные вещи. «Он даже и не заметит, если у него что-нибудь пропадет!» Так иногда думает ребенок и потихоньку берет что-то из чужих вещей. В классе быстро возникает атмосфера недоверия: один прячет свою собственность от другого. Случается еще детское воровство в магазинах самообслуживания и универмагах. Часто дети совершенно не сознают, что крало общественной собственности такое же преступление, как и кража личной собственности. Они быстро осуждают кражу у товарища, но спокойно относятся к краже в магазине или безбилетному проезду в общественном транспорте.
Разумеется, речь идет не только о воспитании честности и ответственности, но и о воспитании скромности тоже. Не прививаем ли мы детям завышенные материальные потребности? Не развиваются ли у некоторых детей потребности (например, курение), на удовлетворение которых не хватает обычных карманных денег? И потом, разве ребенок не становится то и дело свидетелем того, как его отец без особых угрызений совести берет с предприятия стройматериалы для строительства собственной дачи или запчасти для своей машины? Или он не слышит, как один знакомый достал что-то из-под полы, чтобы помочь приятелю?
Если у детей есть такой опыт, почему они должны серьезно относиться к словам о честности? Они спрашивают себя, почему они должны быть скромными? Они не могут разобраться в противоречии между социалистическими нормами, которым их учили, и нормами поведения некоторых взрослых, которых они видят вокруг себя. Они не могут выбрать правильный путь. Воспитание таких черт, как скромность, справедливость, честность, особенно зависит от примера близких людей и общественного мнения в коллективе. Скромность, честность мы пони-маем как нормальные требования к жизни, обеспеченные нашими собственными трудовыми достижениями. Но что значит нормальные? Предполагается, что человек делает максимум в сво-ей работе, при выполнении своих обязанностей и получает за это соответствующую материальную и моральную награду. Точно так же надо награждать детей за их старания, даже если до успеха еще далеко. Несправедливость в ту или иную сторону, преувеличенная похвала за нечто само собой разумеющееся и отсутствие похвалы за настоящее достижение смещают масштабы. Вообще воспитание скромности — это в большей степени воспитание разумных критериев при оценке своих или чужих успехов. И речь идет не о сентенциях вроде: «Будь скромным, и ты не будешь разочарован в жизни».
Полезно объяснять ребенку: «Смотри, у нас нет цветного телевизора, а мы живем — и даже неплохо!» Или: «Хорошо иметь машину, но сейчас нам надо купить более необходимые вещи. Мы не так уж много зарабатываем, сначала надо скопить деньги. Семья у нас большая, а доходы не очень велики. Так что же нам ради машины не надо было заводить детей?» Время от времени надо задумываться о том, какое воспитательное воздействие оказывает наш жизненный стандарт на детей. Разумные родители не хвастаются материальными результатами своей работы. Здоровое честолюбие, стремление создать высокий материальный уровень для своей семьи становится нездоровым, когда начинает вытеснять человеческое, когда мы перестаем понимать других людей, друзей, жену или мужа и прежде всего детей. Воспитание скромности включает в себя — и это никогда не следует забывать — воспитание высокой требовательности к себе, к своему собственному поведению. Слишком велика опасность довольствоваться посредственными достижениями. Не так уж мало детей, используй они на самом деле все свои духовные и физические силы, могли бы добиться большего, быть в числе лучших в школе, в спорте, в общественной работе, если бы они преодолели свою лень и пассивность и не смирились так быстро с тем, что другие всегда лучше них.
Итак, на что должны обратить внимание родители, если они хотят воспитать в детях разумное отношение к вещам?
Самое важное, чтобы сами родители ценили, но не переоценивали вещи.
Они должны учить детей предъявлять высокие, но вместе с тем реальные требования к себе, а также к деятельности своих коллективов, чтобы дать максимум обществу и, таким образом, себе.
Они должны помочь детям правильно себя оценить и полностью использовать свои силы и способности.