Природа заботится о будущем
Продолжая разговор об особенностях телесного развития девочек-подростков, отметим, что в ходе полового созревания меняются и пропорции тела: до менархе увеличение роста идет так, что преимущественно удлиняются ноги, а после менархе удлиняется преимущественно туловище. Увеличиваются ширина и объем таза (особенно резко в возрасте 9—12 лет. Собственно, увеличение размеров и округление таза служит первым признаком наступившего пубертатного скачка). В конце концов так и складывается женская фигура: ноги относительно туловища у женщин короче, нежели у мужчин; бедра шире, плечи и особенно спина уже. Из-за расширения таза и из-за того, что туловище по длине начинает преобладать над длиной ног, центр тяжести тела у девочек оказывается расположенным ниже, чем у мальчиков. Вот почему девочкам объективно, в соответствии с законами физики, труднее, чем мальчикам, бегать и прыгать. К тому же у них оказывается большей, чем у мальчиков, доля жировой ткани — для женщины, призванной выносить и выкормить ребенка, наличие такого энергетического резерва очень важно, но движениям это, конечно, помеха. В ходе полового созревания окончательно складывается женский тип дыхания — грудной; мышцы брюшного пресса в дыхании у женщин играют значительно меньшую роль, чем у мужчин. Это опять-таки понятно в свете будущей задачи вынашивания ребенка.
В преддверии беременности телесное развитие девочки-подростка обеспечивает за счет большей подвижности в суставах и позвоночнике, за счет большей эластичности и растяжимости связок большую, чем у мальчиков, гибкость. Сила же и выносливость девочек в сравнении с мальчиками меньше, причем это «меньше» складывается главным образом в ходе полового созревания (в 9 лет по этим качествам те и другие почти равны). Понятно, что если доля жировой ткани у девочек больше, чем у мальчиков, то с мышечной должно быть наоборот. Вот почему, успешно справляясь с умеренной мышечной работой, уставая от нее примерно так же, как и мальчики, девочки значительно сильнее утомляются при среднетяжелой и тяжелой работе. Отсюда, как само собой разумеется, вытекает необходимость очень осторожно загружать девочек таким трудом — домашним, общественно полезным, который требовал бы большого напряжения. Видимо, не случайно издавна в народном трудовом воспитании девочке, когда речь шла о помощи старшим, выпадали на долю пусть монотонные, пусть однообразные, но не связанные со значительным мышечным напряжением работы по дому. Девочка могла стряпать, нянчить малышей, держать дом в чистоте, шить и вязать, но тяжести таскали и дрова кололи другие. Во всяком случае, к такому положению стремились.
О подвижности девочек следует сказать следующее. Хотя несколько меньшая двигательная активность их, как ясно из того, что написано выше, оправдана биологически, часто получается так, что родители «идут дальше природы», начиная ограничивать энергию своих дочерей искусственно. Причем исходят они, казалось бы, из благих побуждений. «Ты девочка, для тебя опасно лазать через забор! Тебе нельзя бегать по крыше!» Верно: нельзя и опасно. Но не потому, что девочке опасно — опасно всякому ребенку. Однако на подобные забавы мальчиков смотрят сквозь пальцы (а иногда и с тайным одобрением). Так исподволь создаются неписаные «правила движения» — для мальчиков свои, а для девочек свои. Видимо, это отголоски прежних, еще более строгих установок насчет того, что можно девочкам, девушкам, женщинам, а чего нельзя. Ведь когда-то вовсе не было общепризнанным (и даже просто признанным), что девочки могут учиться наравне с мальчиками.
Вывод очевиден: движение не менее необходимо девочке-подростку, нежели ее сверстнику — мальчику; ограничивать (или исключать вовсе) следует те движения, которые связаны с чрезмерной физической нагрузкой. Нашим дочерям полезны любые подвижные игры, плавание, коньки, лыжи, туризм. С огромной пользой и удовольствием будут выполнять они упражнения, хоть в чем-то похожие на танец. Особая роль принадлежит упражнениям на гибкость…
Говоря об особенностях телесного развития девочки-подростка, мы постоянно, стараемся поставить их в связь с задачей, которую предстоит выполнять нашим дочерям, когда они вырастут: зачать, выносить, родить, выкормить дитя. Мы убеждены, что родители должны не только проникнуться сознанием важности этой связи, но и со своими детьми (и с дочерями, и с сыновьями) говорить об этом. Для них это тоже важно: лучшее понимание того, что с тобой происходит, в огромной степени способствует правильному мироощущению, а также позволяет осознанно отнестись к тем ограничениям, которые на тебя накладывают, к тем требованиям, которые выдвигают перед тобой.