С верой в успех
Первая опора — это поддержка его активности. Умение управлять собой по приказу не возникнет. Успех придет только на основе самостоятельной работы подростка.
Именно потому очень важно, чтобы и конкретные цели такой работы не навязывались взрослыми, а исходили от самих ребят. Очень остроумно поступил один отец: он предложил сыну на выбор несколько заданий-целей, чтобы тот выбрал из них два, с которых хотел бы начать. Набор заданий-целей был разнообразным: от простейшего (каждый день поливать цветы) до сравнительно сложного (регулярно заниматься математикой в соответствии с особо разработанной программой). Сын отчетливо увидел разницу между заданиями и решил выбрать одно задание легкое, а другое потруднее, причем более трудное задание придумал сам.
Исходя из принципа сотрудничества, строятся все этапы работы с подростком. Только вместе с ним (и пусть взрослые избегают становиться на «руководящий пьедестал»!) продумываются и мерки успешности работы («Когда, — по выражению одного подростка, — считать, что получается, а когда — нет»). Особенно важно, чтобы подросток сам продумал, как отмечать ход и результаты работы. Как показывает опыт, от этого очень часто зависит ее успех.
Многие родители, жалуясь на неорганизованность детей в школе и при подготовке домашних заданий, бывают очень удивлены, когда им советуют заняться не учебными делами, а чем-то «посторонним», скажем, поработать над житейскими привычками сына или дочери.
А удивляться, право, нечему. Едва ли неорганизованность подростка в учении — лишь досадное пятно на светлом фоне общей организованности. Несобранность, конечно, проявляется всюду; просто дома к ней уже пригляделись, притерпелись. Вот и надо начинать с азов, с выработки несложных волевых привычек. А уж потом постепенно подойти к главной цели — воспитанию высокой организованности.
Если волевая запущенность очень глубока, то для начала могут быть использованы полуигровые задания, связанные, скажем, с воспитанием у подростка навыков, относящихся к его внешнему виду. И ничего удивительного нет в том, что приучить его следить за аккуратностью одежды и прически, не забывать ничего дома, отправляясь в школу, — это труднее, по крайней мере отнимает больше сил и времени, чем приучить его потом к полноценному и своевременному приготовлению уроков. Механизмы и того, и другого близки. Стоит освоить одни привычки, как оказывается проложен путь к другим, собственно учебным.
Самовоспитание только тогда будет успешным, когда ему сопутствуют живой интерес, ощущение радости. Этого можно достичь, если мы сумеем снять налет обязательности, сделаем эту работу в чем-то сродни игре. И чем младше ребенок, тем больше возможностей применить игровые приемы.
Родители 11-летнего сына, помогая ему приучиться к порядку, — а он сам считал это необходимым, даже включил в свой план самовоспитания — нашли вот какой занимательный ход. Мальчик любил рисовать географические карты; но они у него всегда были разбросаны в совершеннейшем беспорядке. Отец предложил сыну примерно раз в неделю, учитывая возможные изменения, рисовать план, как именно должно все располагаться в комнате: где должны лежать карты, а где — книги, в каком месте должна находиться одежда и т. д. Причем «топографическую карту вещей» предлагалось делать всерьез. А затем отец вместе с сыном ежедневно сличали ее с реальностью. Заранее уговорились, какой штраф будет наложен на виновника, если реальность не будет соответствовать карте. Скучная работа по наведению порядка стала для мальчика занятным делом. Привычка к поддержанию порядка выработалась сравнительно быстро и оказалась устойчивой.
Правда, здесь следует сделать следующее замечание: целиком превращать серьезное, взрослое дело — работу по самовоспитанию — просто в веселую игру опасно. И вот почему: ведь в игре важен сам ее ход, она живет ради нее самой. А нам в нашей работе необходим результат, и с каждым днем все более основательный и не так-то легко достигаемый.
Еще одна опора, которую мы можем дать подростку, — это опора на успех, на реальное достижение.
Есть у В. А. Сухомлинского интересная мысль об успехе как основе веры ребенка в себя. Успех в работе, считал педагог, не есть конец работы; он должен быть для ребенка ее началом. Сперва надо дать ему почувствовать вкус успеха, а потом этот успех придет в полной мере. Внушайте ребенку веру в свои силы: если он будет стараться, у него обязательно получится.
Это справедливо и по отношению к работе подростка над собой. И одна из целей помощи взрослых чтобы с самого начала он ставил перед собой такие задачи, в которых была бы достаточно большая вероятность успеха.
Отец, желая развить у сына волевую привычку к труду, начал с того, что предложил ему всерьез заняться любимым делом. Восьмиклассник очень любил технику, тратил на занятия его все свободное время. Но делал это стихийно, никак не планируя свою работу. Отец предложил внести в дело порядок и регулярность. Вместе с сыном они продумали конструкцию радиокомбайна, сроки изготовления отдельных частей, требования к качеству и «время сдачи объекта». Все это записали в особой «хартии» (так решил назвать план сын). Главная задача была именно в том, чтобы правильно организовать работу, суметь все сделать качественно и в срок.
Отец постоянно проверял, как идут дела, но делал это в высшей степени тактично; если было необходимо, помогал — незаметно. Когда все было закончено вовремя и «со знаком качества», сын был премирован за хорошую работу любимым тортом. И отец во всеуслышание объявил, что у сына, конечно, есть настоящая воля, когда надо, он умеет добиваться отличного результата.
Заметим: суть дела с самого начала заключалась именно в воспитании волевых качеств (развивались собранность и организованность), а радиокомбайн был только средством к этому. А дальше уже пошла работа утилитарно более необходимая и менее увлекательная (например, регулярно и тщательно готовить уроки, поддерживать порядок в доме и т. д.). Однако успешный старт придал подростку уверенность, и это не однажды помогало.
Особенно важна опора на успех для тех, кто учится слабо: ведь у них, как правило, очень велика неуверенность в себе. И надо, чтобы ей постоянно противостояло ощущение «я смог», «я сумел», «я не хуже других».
Мы уже говорили, что далеко не последнее дело, — как, насколько регулярно и точно отмечаются ход и результаты работы над собой. Надо отметить, что многие подростки стихийно это понимают: самосовершенствованию обычно сопутствует и способствует дневник. Тогда самоанализ выносится вроде бы вовне, оставаясь при этом глубокой тайной. Подросток получает возможность оценивать себя как бы со стороны, рассматривать себя, так сказать, глазами общества.
Если у подростка не возникает желания обзаводиться личным дневником, то можно вести записи вместе, в своего рода коллективном дневнике. Возможны и два дневника: самого подростка (куда заглядывать родителям можно только тогда, когда им это предложат) и общий, по выражению одного отца, тренерский.
Записывать программу дел и отмечать результаты ее осуществления нужно не только потому, что не стоит полагаться на память. Главный смысл записей: пусть подросток ощутит, насколько необходимо обстоятельно продумать, что он собирается делать и чего он хочет достичь. А записи по ходу позволят вести анализ продвижения, заметить, где обнаружились препятствия, почему случились непредвиденные заминки.
Что же именно будем мы считать успешным достижением цели? Наша цель была — выработать волевые привычки. И считать ее достигнутой можно лишь в том случае, если родилось прочное стремление выполнять ту или иную деятельность.
Разным подросткам требуется различное время для выработки волевой привычки. Бытовые волевые привычки относительно прочны и складываются скорее, чем другие, — в несколько недель.
В любом случае необходимо время для превращения даже самого успешного начинания в привычку. И переходить к работе ради следующей цели можно только тогда, когда есть уверенность в том, что запас волевых привычек у подростка действительно пополнился.
Подчеркнем еще раз: можно считать, что волевая привычка образовалась, если под-росток без всяких усилий стремится выполнить какое-то дело, испытывает неудобство, если почему-либо не может за это дело приняться. Так, подросток вовремя садится за уроки, тщательно и не отвлекаясь их делает не потому, что иначе его будут ругать, а потому, что он к этому привык. Один мальчик, у которого сложилась такая устойчивая привычка, рассказывал: если я не сяду вовремя за уроки, мне как-то тревожно, как будто что-то не в порядке.
Некоторые принципы, о которых мы рассказали, многие родители, возможно, успели открыть и сами. Надо сказать, что самовоспитание всегда строится в той или иной мере на схожих принципах. Хорошо известна титаническая работа Л. Н. Толстого над собой. В дневнике он писал, что считает необходимым подробно рассматривать дела которые наметил, обязательно записывай то, что должно быть сделано за день, и, наконец, оценивать все, что сделано.
И еще: дело не в буквальном следовании нашим советам. Главное — это, во-первых доброжелательное, уважительное отношение к подростку и, во-вторых, деловой, конкретный настрой на длительную серьезную работу, которая в тем большей степени должна начинаться с простых, легких заданий, в чем большей степени отстал подросток в своем волевом развитии.