Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию речи

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка, навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса, недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Очень важно выяснить отношение каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Сложность вопроса заключается в том, что в причинах малой активности детей на занятиях иногда нелегко сразу разобраться. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь «в плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, все внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. И те и другие неправы.

Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.

Иногда активность ребенка на занятиях бывает искусственной, если вызвана слишком легкими для него вопросами. В результате ребенок, не приученный думать, привыкает несерьезно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность. Впоследствии в школе он может спасовать перед первыми же трудностями и попасть в разряд неуспевающих.

Педагог должен быть очень внимательным, чтобы не спутать подлинную активность с ложной. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход, иначе в школе они тоже легко могут попасть в число отстающих.

Приведем пример. Витя был всегда активен: он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы товарищей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при любых ответах товарищей бросал иронические реплики: «Много ты знаешь!», «Не так сказал». Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный, по его мнению, ответ. Как и следовало ожидать, Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но еще долго пришлось вести с ним, индивидуальную работу по развитию внимания, наблюдательности, преодолению самоуверенности.

Воспитание активности детей на занятиях тесно связано с воспитанием их поведения. Легко возбудимым, невнимательным и несдержанным детям можно предлагать повторить указания воспитателя, причем, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Таня, Витя, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и вместе с тем эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно, способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.

На занятиях необходимо сдерживать эмоциональность и двигательную активность детей. Не следует разрешать им сильно тянуть руку, вскакивать, выкрикивать: «Я скажу», «Спросите меня». На такие действия воспитатель должен категорически заявить, что будет спрашивать только тех, кто сидит спокойно. И руку поднимает правильно и не выкрикивает, требуя вызова. Эти правила должны обязательно выполняться. Очень полезно вместе со всеми детьми оценить ответы и обсудить поведение некоторых ребят. Как правило, дети отмечают в первую очередь недостатки. Это, конечно, необходимо, но прежде всего, важно выделить хорошее в каждом, о ком идет разговор.

Пассивность детей на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Например, если ребенка слишком опекают дома, по первому требованию исполняют все его желания, ему нет необходимости самому думать, принимать самостоятельные решения. У таких детей чрезмерно развита подражательность, отсутствует инициатива.

Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать их размышлять, обращаться к личному опыту. Вопрос «Почему ты так думаешь?» он может задать нескольким детям.

Совершенно очевидно, что установление связей между личным опытом и новым материалом помогает ребенку лучше усвоить новое, причем для этого от него требуется припоминание событий, определенные волевые усилия. Такой прием, частые вызовы на занятиях, предупреждения, что их спросят, способствуют тому, что дети становятся более активными.

Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети. Обычно они внимательны, не спускают с воспитателя глаз, всегда поворачиваются к тем, кто отвечает, шевелят беззвучно губами. Но есть дети, которые не отвечают, даже когда воспитатель спрашивает их. Это чрезмерно застенчивые дети и нерешительные. Они требуют особого внимания педагога, специального подхода.

Приведем примеры.Толя не хотел участвовать в занятиях. Когда его вызывали, он не поднимался и не произносил ни слова. Такое поведение Толи стало для детей настолько привычным, что они заявляли: «Он никогда не отвечает, он всегда такой».

Однажды воспитатель предложил ему рассказать стихотворение, не вставая с места. К общему удивлению, мальчик безошибочно, хотя и недостаточно выразительно, прочел стихотворение. Первая попытка Толи была одобрена воспитателем. Некоторое время мальчику разрешали отвечать сидя. Вскоре он настолько освоился, что, как и все остальные дети, при вызове вставал.

Олю все знали как очень застенчивую и нерешительную девочку. Вначале когда ее вызывали, она не только не могла отвечать на заданные вопросы, но порой даже плакала. Воспитатель стал вызывать ее сначала только для того, чтобы девочка повторила ответ товарища, иногда задавала несложные вопросы. К концу года Оля стала охотно участвовать в занятиях.

Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание — таким должен быть подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые ребята смущаются, когда к их ответам, к ним самим проявляют особое внимание. Поймав взгляд воспитателя, такие дети перестают участвовать в коллективной работе, начинают заниматься чем-нибудь другим: нервно теребят какие-нибудь предметы, мнут край одежды. Педагогу лучше сделать вид, что он не смотрит на них. Оценку действий нужно давать общую всему коллективу. Когда же ребенок несколько освоится, его следует постепенно привлекать к самостоятельным действиям! Такой подход к чрезмерно застенчивым детям должен быть всегда, при любых видах их деятельности.

Наблюдения показывают, что застенчивость детей очень часто бывает, связана с их речевыми недостатками. Боясь насмешек такие ребята предпочитают отмалчиваться. Проводя индивидуальные занятия по исправлению неправильного произношения звуков, воспитатель помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах.

Все дети, какими бы ни были их проявления, нуждаются в дифференцированном подходе к ним в процессе занятий на развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступлений детей тоже следует подходить строго индивидуально. От того, насколько правильно педагог заранее продумал этот вопрос, во многом зависит активность детей на занятии и соответственно результативность этого занятия.

Заранее следует подумать и над формулировкой вопросов и заданий, что тоже очень важно для активизации воспитанников. Вопросы и задания должны возбуждать у детей уверенность, что они смогут на них ответить, выполнить их. Иногда неуместные добавления при постановке вопроса мешают этому. Например, если воспитатель после проведенной беседы о зиме обратится к детям так: «Вы учили стихотворение о зиме, кто помнит его?», то такая постановка вопроса приведет к тому, что поднимут руки только активные дети. Будет правильнее, если педагог скажет так: «Вы учили стихотворение о зиме, вы все его знаете, а сейчас, кого я вызову, тот и прочтет». Спокойный тон воспитателя, уверенность в том, что ответить смогут все, передается и робким, пассивным детям. Что же касается излишне само-уверенных ребят, то для них будет полезно убедиться, что не только они все знают, но и другие могут хорошо ответить.

Конечно, не всегда все можно предусмотреть, иногда в ходе занятия воспитателю приходится быстро перестраиваться, заменять намеченные приемы, подыскивая более целесообразные для данного случая.

Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников, применявшиеся приемы индивидуального подхода к ним и отметить все то, что можно будет использовать впоследствии.

Приведем пример.С детьми были проведены экскурсии, знакомящие их со школой. На первой экскурсии ребятам показали школьное здание. Затем им разрешено было войти в школу, чтобы они увидели, как там красиво, чисто, светло, какая тишина, когда все занимаются. Дети побывали в классе, посидели за партами, с ними побеседовала учительница I класса.

После экскурсии было проведено занятие — рассказывание по картине «В школе». (Название картины детям не сообщалось.) Рассмотрев картину, ребята должны были составить рассказ, используя свои впечатления о школе, полученные на экскурсии. Когда они рассмотрели картину, воспитатель задал вопрос: «Как можно назвать эту картину?» Этот вопрос довольно сложный, поэтому педагог заранее наметил вызвать для ответа Лиду — очень серьезную, активную девочку. И хотя подняли руки Лида, Игорь, Ося и Света, отвечать на вопрос было предложено Лиде, которая сказала, что картину можно назвать «Урок в школе».

После этого воспитатель предложил еще раз внимательно рассмотреть картину и задал новый вопрос: «Что делают ученики?» Для ответа он вызвал Витю, который медленно встал, некоторое время думал, затем ответил: «В классе парты», т. е. на поставленный вопрос он не дал правильного ответа, назвал только предметы, которые ему бросились в глаза. Тогда педагог дал ему дополнительный вопрос: «А для чего в классе стоят парты?» Ответить Витя не смог, и воспитатель вызвал Аллу, застенчивую девочку. Это заранее не предусматривалось, но Алла подняла руку и ответила так: «На партах сидят ученики». На этот же вопрос воспитатель попросит ответить и Олю. Она сказала: «На партах ученики хорошо сидят». Хотя Оля — девочка робкая и застенчивая, но для нее характерно то, что, повторяя ответ товарища, она вносит некоторые творческие дополнения.

Затем педагог задал более легкий вопрос: «А кто учит этих учеников?» Вопрос был обращен ко всем детям, и многие подняли руки. Предварительно было намечено вызвать Сашу, но он руку не поднял; когда же его вызвали для ответа, то некоторое время он молчал и наконец тихо сказал: «Учительница». Учитывая общее развитие мальчика, педагог, стараясь привлечь его к активному участию в занятиях, начинал с самых простых вопросов.

После такого разбора картины он предложил всем придумать по этой картине рассказ. Желающих рассказывать было много, но первой была вызвана Наташа (это было намечено заранее), хотя она не поднимала руку. Девочка всегда активно участвует в занятиях, но у нее было недостаточно развито творческое воображение. Наташа умела точно передать услышанный рассказ товарища, но сама придумать не могла. Воспитатель предложил ей подойти к картине и рассказать, что на ней изображено. С явной неохотой она подошла к картине и начала рассказывать: «Дети пришли в школу, у них начался урок. Одна девочка стоит у доски». Педагогу приходилось задавать Наташе дополнительные вопросы, обращать внимание на второстепенные детали, но ответы ее все равно были односложными, связного рассказа не получалось. Вызванный вслед за Наташей Олег также не внес ничего нового в рассказ, но добросовестно повторил все, что рассказала Наташа. Затем были вызван Саша и Женя из подгруппы пассивных детей, которые никогда не выступали сами, но если им предлагали, то они отвечали. Начал рассказ Саша, продолжил Женя, повторяя все то же с незначительным добавлением некоторых деталей. Воспитатель задал ему вопрос: «Как ты думаешь, какое время года изображено на картине?» Женя ответил правильно.

В конце занятия педагог вызвал Игоря и предложил ему рассказать придуманный им рассказ, причем поставил условие, чтобы его рассказ не повторяя прослушанные. Рассказ Игоря: «Пришли дети в школу, прозвенел звонок, дети пошли в класс. Вошла учительница, дети встали. У них был урок математики, все учились считать и решать задачи. Учительница вызвала к доске; девочку, она решает задачу, но очень долго думает. Ей учительница поставила «4». После этого урока детям показывали кукольный спектакль «Репка».

Рассказ был интересный, но, учитывая такую особенность Игоря, как склонность к зазнайству, воспитатель довольно сдержанно отметил, что он придумал хороший рассказ, и сразу же предложил послушать рассказ Светы. Вот ее рассказ: «Дети пришли в школу, у них начался урок математики; Учительница вызвала девочку к доске и спросила: «Сколько будет, если к трем прибавить четыре?» Девочка записала мелом на доске, потом ответила: «Будет семь». Учительница предложила детям записать пример в тетрадях, Прозвенел звонок, и началась перемена, а потом дети пошли на урок физкультуры. После уроков к ним пришли гости, воспитанники детского сада, и все вместе смотрели сказку «Репка». Дети сказали учительнице: «Спасибо».

Педагог похвалил Свету, сказав, что она составила очень хороший рассказ. Дети тоже высказали свое мнение, объявив, что у Светы получился самый интересный рассказ.

На этом занятии индивидуальный подход к детям определился очень четко. Заранее намечено было, кого спросить, и каждому было дано особое задание в соответствии с силами и возможностями. Например, Свете и Игорю было предложено самое сложное задание. Послушать их рассказы было полезно всем, детям. В рассказах ребят ярко проявились их индивидуальность, наблюдательность, воображение, умение логически мыслить. Это занятие помогло выявить детей, которые не могли самостоятельно составить простой рассказ, и при планировании следующего занятия воспитатель непременно наметил проведение индивидуальной работы с этими детьми.

Для облегчения планирования индивидуальной работы можно порекомендовать воспитателю регулярно заполнять листки учета. Такой листок можно заводить на две недели или же на месяц. Из него видно, кто из детей отсутствовал и какие именно занятия пропустил, кто болел и сколько времени, кто отвечал и как. Эти сведения помогают определить индивидуальную работу с отдельными детьми в процессе занятий.

Могут быть и другие, более подробные формы учета — специальные записи в дневнике. Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию речи дает возможность всем им полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение, формирование нравственных качеств личности ребенка, способствует его активизации.

(Visited 20 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *